Курс «Как показать солнце: японская культура в СССР»

Описание

Авторский курс Виктора Белозерова является продолжением исследовательской лаборатории J100R, посвященной представлениям о современном искусстве Японии в России с 1920-х годов по настоящее время.

На протяжении десятилетий советское искусствознание выстраивало собственную историю современного японского искусства, разрешая одни имена и не допуская других. Чем объясняется популярность художественного тандема Ири и Тосико Маруки, неоднократно приезжавших с визитами в Советский Союз? Почему на советских выставках нельзя было увидеть авангардную группу «Гутай»? Какие японские фильмы вызывали овации в кинотеатрах, а какие не были допущены до экранов цензорами? Этот курс рассказывает о непростом культурном обмене между двумя странами, сложившемся вследствие избирательности и непрозрачности советской культурной политики.

Этот курс состоит из семи аудиолекций: их можно слушать как подкаст, а также курс дополняют иллюстрирующие «карточки» и плейлист.

Лекция 1. Конструируя историю искусств

Первая лекция курса посвящена тому, как советское искусствознание формировало собственный канон японского современного искусства. В него не встраивались танец, перформанс и акционизм, зато важное место занимали реалистическое искусство, дизайн и икебана.

Слушайте на удобной вам платформе.

Расшифровка

Лекция 2. Против абстракции

Японских художников, вошедших в западный модернистский канон — от Цугухару Фудзиты до группы «Гутай», — советская критика разоблачала как «буржуазных». Сюрреализм упрекали в антигуманизме, поп-арт обвиняли в продажности, а популярность абстракции объясняли вмешательством Запада в культурную политику Японии. Вторая лекция курса посвящена советской цензуре и ее клише.

Слушайте на удобной вам платформе.

Расшифровка

Лекция 3. На перекрестке двух миров

Живописные экспедиции, турниры по карикатуре и галерейные интриги — третья лекция курса рассказывает об обстоятельствах и свидетельствах культурного обмена между двумя странами. Вы узнаете, благодаря кому случилась «Первая выставка русских художников в Японии», почему японский арт-рынок оказался переполнен советским искусством и какой была реакция на «Бульдозерную выставку» в Японии.

Слушайте на удобной вам платформе.

Расшифровка

Лекция 4. Культурный транзит

Культурная программа официальных визитов иностранных гостей в СССР предполагала посещение не только музеев и театров, но и заводов и колхозов. В четвертой лекции курса будут рассмотрены воспоминания об официальных и неофициальных визитах японских художников в СССР.

Слушайте на удобной вам платформе.

Расшифровка

Лекция 5. За Акирой не занимать!

В фокусе пятой лекции — советская история японского кино: от закрытых клубных сеансов до триумфальных показов на Московском кинофестивале. Эта лекция расскажет о том, кто такие бэнси, что возмущало советских цензоров и почему Годзилла так и не добрался до советских экранов.

Слушайте на удобной вам платформе.

Расшифровка

Лекция 6. Мой сосед «Союзмультфильм»

Японские аниматоры — в их числе Осаму Тэдзука и Хаяо Миядзаки — неоднократно признавались, что многим обязаны советской школе мультипликации. Снятые «Союзмультфильмом» сказки стали альтернативой диснеевской анимации. Японовед, специалист по манге и аниме Юлия Магера прослеживает историю взаимовлияния японской и советской школ мультипликации и рассказывает о культовых мультфильмах — от «Кота в сапогах» до «Сейлор Мун».

Слушайте на удобной вам платформе.

Расшифровка

Лекция 7. Голоса Японии

В центре лекции о японской музыке на советской эстраде — бой-бэнды с каверами советских хитов, девичий поп и нью-вейв. Вы узнаете, о чем пел хор «Поющие голоса Японии» и пластинки каких артистов выпускала фирма «Мелодия».

Слушайте на удобной вам платформе.

Расшифровка

Песни «рыцарей» и «уток»
Как показать солнце: японская культура в СССР
Песни «рыцарей» и «уток»
Виктор Белозеров
00:00
46:59

Автор курса

  • Виктор Белозеров

    Магистр теории и истории искусств, исследователь, японовед. Окончил факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Создатель образовательного проекта Gendai Eye, посвященного популяризации современного японского искусства в России. Живет и работает в Москве.

Приглашенный лектор

  • Юлия Магера

    Преподавательница Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, разработчица курса «История и теория комиксов и анимации Японии», основательница сайта «Мангалекторий». Стипендиатка программы Japanese Studies Fellowship Program (2022-2023) от Японского фонда для написания диссертации «Роль образов европейской художественной культуры в японской манге».

Другие онлайн-курсы Музея «Гараж»

Онлайн-курсы Музея «Гараж» посвящены различным проблемам современного искусства и гуманитарного знания. Авторы курсов — теоретики и практики — рассказывают о своих исследованиях в текстах, видеолекциях и подкастах.

Поделиться