Как художники осмысляли опыт столкновения с советской реальностью
1 / 5
Оно Тадасигэ
Видовые зарисовки Канаэ Ямамото (1882–1946) и Кигаи Кавагути (1892–1966), десятки городских пейзажей и портретов Тоси Маруки (1912–2000), гравюры Оно Тадасигэ (1909–1990) — многие японские художники фиксировали свои впечатления из поездок по СССР в живописи и графике. Некоторые работы закупались Министерством культуры СССР и оседали в музеях, другие же дарились друзьям и посетителям выставок. Случалось и наоборот, когда японские художники попадали на картины советских живописцев — так возник портрет Томоэ Ябэ (1892–1981), написанный Петром Кончаловским, с которым они плотно общались во второй половине 1920-х годов.
Маруки Тоси. На выставке «Хиросима» в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве. 1959
Иллюстрация из журнала «Советская женщина». № 11, 1959
Первая выставка русских художников в Японии
«Первая выставка русских художников в Японии», организованная совместными усилиями Давида Бурлюка и Виктора Пальмова в 1920 году, знакомила японскую аудиторию с новыми художественными течениями, сложившимися в СССР. В Японии художники проводили многочисленные выставки-продажи своих работ, которые, впрочем, приносили куда меньше средств, чем дома. Бурлюк проведет в Японии два непростых, без знакомств и знания языка, года — его впечатления лягут в основу небольшой книги «Восхождение на Фудзи-сан», вышедшей в издательстве его жены Марии в США в 1926 году.
Давид Бурлюк и Виктор Пальмов в Токио. 1920
Фотография из журнала «Всемирная иллюстрация». Выпуск V, 1922
Ёко Накамура
Ёко Накамура (1926–1992), в конце 1960-х годов возглавившая токийскую галерею «Гэккосо», стала важной фигурой для выставочного обмена между СССР и Японией. Накамура занималась продажей работ советских художников, сотрудничала с ведущими государственными музеями в СССР и участвовала в организации серии выставок русского и советского искусства. Ее бизнес продержался до конца 1970-х годов — к этому времени японский арт-рынок перенасытится советским искусством. Коммерческая хватка галеристки и желание оставаться на плаву привели к тому, что в середине 1980-х годов галерея попала в международный скандал в связи с незаконным вывозом живописи из Европы и в скором времени обанкротилась.
Дмитрий Налбандян. Портрет Ёко Накамуры. 1976
Частное собрание
Пейзажная лирика
Японизированные советские женщины, пейзажи с березами, церквушки и крыши Ленинграда — такой набор экзотизированных образов встречал зрителя на выставке «Советская пейзажная лирика „кистями японских художников“». Экспозиция, организованная при поддержке японского музея «Касама-Нитидо», стала результатом поездки двух групп японских художников в Советский Союз в начале 1980-х годов — единственной в своем роде попытки осмысления советской действительности японскими живописцами.
Сайто Сабуро. Девушка из Суздаля. 1982
Репродукция из каталога выставки «Советская пейзажная лирика „кистями японских художников“». Москва — Ленинград, 1982
Сидзуо Ямасита
Книга «Рассказ о Сибири», созданная Сидзуо Ямаситой (род. 1918) в начале 1990-х годов, стала одним из первых шагов в осмыслении опыта поколения, прошедшего через советские лагеря для интернированных после окончания Второй мировой войны. Книга Ямаситы — это серия документальных иллюстраций с авторскими комментариями, подробный рассказ о лагерной жизни. Нечеловеческие условия содержания, суровый климат, смерть друзей, страх не вернуться — эти переживания легли в основу нескольких десятков рисунков. В иллюстрациях находится место и природе, и установлению связей с советскими людьми. Для ряда художников, среди которых Итаму Ёсида (род. 1923), Цутому Миямото (1922–2019) и другие, возможность говорить о травматическом опыте означала справедливое возвращение к местам памяти. Множество выставок было проведено в самых разных городах Дальнего Востока.
Иллюстрации Сидзуо Ямаситы из книги «Рассказ о Сибири. Документальные зарисовки одного японского солдата». 1993
1 / 5