«Упадническое» искусство Японии глазами советских критиков
1 / 5
Таро Окамото
Яркие краски и архетипические образы характерны для работ Таро Окамото (1911–1996), одного из ведущих авангардных художников послевоенного времени. Его Башня Солнца — символ международной выставки ЭКСПО-70 — до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Осаки. В Советском Союзе работы Таро Окамото называли «мазней» и «ревущим джазом», но одновременно с этим уважали его интерес к культурному наследию Японии. Несмотря на критику, советские художники дружили с Таро Окамото, навещали его мастерскую и положительно отзывались о работах. Сам Окамото приезжал в СССР и даже планировал снять документальный фильм про искусство Средней Азии.
Таро Окамото. Закон джунглей. 1950
Художественный музей Таро Окамото, Кавасаки
Кадзуо Сирага
Художник группы «Гутай» знаменит большими холстами, которые он расписывал ногами, свисая с каната. Важность группы «Гутай» для послевоенного времени сложно переоценить — одними из первых они вывели современное японское искусство на международную орбиту. Группа не была знакома советской публике, работы не привозились и не демонстрировались на выставках. Причиной тому была стойкая идеологическая неприязнь к абстрактному искусству и подозрения в американском влиянии. В 1963 году в журнале «Искусство» появляется статья «Роль „искусства“ в превращении человека в... обезьяну», в которой автор текста критикует наиболее известных представителей абстрактного искусства. В ней находится место и для Сираги (1924–2008): о художнике говорилось, что свои работы он делает «лапой» — пренебрежительный тон по отношению к абстракции характерен для нескольких поколений советских искусствоведов.
Кадзуо Сирага. Работа № 2. 1958
Художественный музей префектуры Хёго, Кобе
Бокудзин-кай
Общество авангардной каллиграфии из Киото занимало важное место в японском искусстве 1950-х годов: новые формы синтетического искусства складывались под влиянием европейской абстракции. В СССР отношение к Бокудзин-кай (основано в 1952) было противоречивым: одни ценили ее относительную принадлежность к традиции, другие упрекали в заимствованиях и потворствованию моде. В перестройку про Бокудзин-кай стали писать как об интересном явлении современного японского искусства — в этот период идеологический балласт был сброшен и прежде исключенные художественные практики переосмыслены.
Морита Сирю. Кандзан. 1964
Частное собрание
Ясуо Куниёси
Картину «Удивительный фокусник» (1952) японо-американского художника Ясуо Куниёси (1889–1953), показанную на знаменитой Американской выставке в Сокольниках в 1959 году, ругали на передовицах советских газет за бессодержательность и скверную технику. Она также вошла и в официальную историю: есть фотография, на которой Никита Хрущев и Анастас Микоян, находясь перед картиной, бурно ее обсуждают. Личность художника и само полотно не волновали советских критиков, и исследовать творчество Куниёси в советский период никто не брался. Но случайность, благодаря которой Хрущев остановился перед картиной, спровоцировала очередную волну обвинений в адрес модернистской живописи. Неприятие носило характер скорее политический, чем эстетический: по мнению большинства советских искусствоведов, японское искусство того времени находилось под сильным влиянием американской абстрактной живописи.
Ясуо Куниёси. Удивительный фокусник. 1952
Репродукция из каталога «Американская живопись и скульптура. Американская национальная выставка в Москве» (1959)
«Тренд»
Поездки советских журналистов и дипломатов в Японию не были редкостью и часто обрастали путевыми заметками, предметом которых могла оказаться и выставка современного искусства. Так появилась зарисовка журналиста Ильи Фонякова, зафиксировавшего свои впечатления от выставки группы «Тренд».
Схема, созданная Ильей Фоняковым во время посещения выставки японских художников из группы «Тренд»
Иллюстрация из книги «Восточней Востока. Полгода в Японии». Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск. 1971
1 / 5