Происшествия, оставшиеся за рамками обязательной культурной программы
1 / 5
Ябэ Томоэ
Ябэ Томоэ (1892–1981) стал одним из первых японских художников, побывавших в СССР в 1925 году. По его инициативе была организована выставка советского искусства в Японии в 1927 году. В истории осталась поездка на поезде на Дальний Восток, обернувшаяся аварией, в результате которой Томоэ и сопровождавшим его искусствоведам Давиду Аркину и Николаю Пунину пришлось вытаскивать ящики с работами из сугробов. Экспонаты не пострадали и в скором времени оказались в Токио, после чего выставка с успехом прошла еще в нескольких городах.
Давид Аркин и Николай Пунин распаковывают экспонаты для выставки в Токио. 1927
Российский государственный архив литературы и искусства
Ири и Тоси Маруки
Визиты Ири (1901–1995) и Тоси Маруки (1912–2000) в СССР были регулярными. В 1959 году, получив гонорар за продажу работ Министерству культуры СССР, художники задались целью приобрести в Москве кольцо с бриллиантом в надежде перепродать его в Японии и на вырученные деньги открыть собственный музей. Целый день они провели в поисках, но переводчица, сопровождавшая художников, не стала огорчать их тщетностью затеи. Благодаря пожертвованиям и скопленным средствам открытие музея все-таки состоялось — восемью годами позже в городе Хигасимацуяма, где музей существует и сегодня.
Ири и Тоси Маруки
Иллюстрация из газеты «Вечерняя Москва». 25 июня 1959
Хэйхатиро Фукуда
Коллекция живописи известного художника начала XX века Хэйхатиро Фукуды (1892–1974) имела непростую судьбу. Значительная часть его работ находилась в собрании господина Судо, японского коллекционера и промышленника, проживавшего в 1940-е в Дайрене. После войны, когда город перешел во временное владение СССР, Судо ради спасения жителей своей деревни от голода продает большую часть работ советским солдатам. Работы попадают в Музей восточных культур, и долгое время, несмотря на поиски и запросы наследниц коллекционера, никто не мог их обнаружить. Только к середине 1970-х годов коллекция была случайно найдена в Москве, тогда же начались переговоры о возвращении работ в Японию. Советская сторона посчитала это хорошим поводом для улучшения отношений, и собрание было возвращено.
Фукуда Хэйхатиро. Ирисы. 1934
Национальный музей современного искусства Киото
Кисё Курокава
Знаменитый архитектор, один из основателей архитектурного течения метаболизма и автор капсульной башни «Накагин» в Токио, впервые оказался в Москве в 1950-х годах — на слете молодых архитекторов, где он познакомился с советскими коллегами. В 1984 году выставка Курокава (1934–2007), организацией которой занимались архитекторы Евгений Асс и Юрий Аввакумов, открылась в Центральном доме архитекторов в Москве. Обязательной культурной программе, сопровождающей любой официальный визит, Курокава предпочитает неофициальную и сбегает со второго акта балета к друзьям. Визиты японских архитекторов такого масштаба были редкостью — следующим сопоставимым по значимости эпизодом станет приезд Арата Исодзаки (1931–2022) в 2005 году.
Вид экспозиции выставки Курокавы Кисё в Центральном доме архитектора, Москва. 1984
Иллюстрация из журнала «Декоративное искусство СССР». № 11, 1984
Цуёси Одзава
В 1989 году до Москвы по Транссибу добрался Цуёси Одзава (род. 1965), один из самых заметных художников Японии этого десятилетия. По приезду Одзава пытается купить билеты до Берлина и знакомится с местными реалиями: не обошлось без ночевки на вокзале, очередей за хлебом и посещения квартирных галерей. На Красной площади Одзава делает фотографию для серии Jizoing, в которой воспроизводит образ бодхисаттвы Дзидзо в разных местах исторической и событийной важности — например, на площади Тяньаньмэнь в Пекине сразу после подавления протестов. С этой работы в Москве можно отсчитывать новый период представления современного японского искусства в России.
Одзава Цуёси. Дзидзо: Москва. 1989
Источник: mutualart.com
1 / 5