Курс «Эволюция советского модернизма»

Описание

Авторский курс Надежды Плунгян предлагает по-новому взглянуть на искусство первой и второй половины ХХ века и обнаружить пересечения, упущенные сложившейся академической традицией.

Традиция искусствознания, заложенная в начале оттепели, утверждает раскол истории советского искусства на две не связанные между собой части — довоенную и послевоенную. Этот курс рассказывает о том, почему преемственность между двумя эпохами была нарушена, а также снимает противоречия между авангардом и соцреализмом, официальным и неофициальным, абстрактным и фигуративным искусством и прочерчивает взаимосвязи между авторами и художественными явлениями — линии «созвездий» на карте истории модернизма.

Этот курс состоит из четырех видеолекций и дополнительных текстовых материалов к каждой.

Лекция 1. «Первый» и «второй» авангарды

Первая лекция курса посвящена проблеме «авангарда» и советской культурной политике, предопределившей формальные поиски искусства первой и второй половины века: от утопического дизайна рабочих клубов до тотальных инсталляций Ильи Кабакова и «плакатной» живописи Эрика Булатова.

Лекция 2. Как супрематизм оформил ХХ век

Вторая лекция курса посвящена тому, как супрематизм изобрел язык, на котором заговорил ХХ век. Преодолев фигуративную живопись, а потом и живопись вообще, супрематизм проник в самые разные сферы культуры — от декоративно-прикладного искусства и экспозиционного дизайна до космической архитектуры.

Лекция 3. Сюрреализм до и после войны

От кружка «чинарей» до иллюстраций в журнале «Знание — сила» — третья лекция курса обнаруживает в советской культуре следы сюрреализма, ставшего своего рода «изнанкой» конструктивизма. Советская версия сюрреализма отразила распад и кризис реальности 1930-х годов, тревогу по поводу надвигающейся войны — и одновременно предложила образ нового субъекта модернистской истории.

Лекция 4. Советское фантастическое

Где обитает советское фантастическое и каковы его корни? Последняя лекция курса прослеживает интерес к фантазии и фантастике в модернизме и анализирует формы, которые этот интерес принимает, — от промграфики и интерьеров эпохи модерна до киносказок Александра Роу и живописи группы «Амаравелла».

Автор курса

  • Надежда Плунгян

    Кандидат искусствоведения, куратор выставочных проектов, посвященных советской живописи 1930-х. Старший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований советской архитектуры и изобразительного искусства НИУ ВШЭ, автор курсов «История советского искусства 1920–1950-х годов» и «Эволюция советского модернизма» там же. Научный редактор серии книг «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева» и главный куратор одноименного выставочного проекта (Московский музей современного искусства, 2017–2018). Автор книги «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, “бывшая” и другие в искусстве 1917–1939 годов» (Музей современного искусства «Гараж», 2022).

Другие онлайн-курсы Музея «Гараж»

Онлайн-курсы Музея «Гараж» посвящены различным проблемам современного искусства и гуманитарного знания. Авторы курсов — теоретики и практики — рассказывают о своих исследованиях в текстах, видеолекциях и подкастах.

Поделиться