Павильон «Шестигранник»

В своей новой функции «Шестигранник» станет местом для социального взаимодействия и самых разных художественных практик.

В нем будут расположены три выставочных пространства (два — в гранях здания, одно — на новом подземном уровне), библиотека, книжный магазин и кафе. Внутренний двор здания станет открытым публичным пространством. Функциональная площадь пространства составит 9500 м2.

Дарья Жукова
Дарья Жукова
Сооснователь Музея «Гараж»
В своей деятельности Музей «Гараж» опирается на принципы совместной работы, откликаясь на существующий контекст и актуальные культурные процессы. Здание «Шестигранника», спроектированное Иваном Жолтовским, будет восстановлено по продуманному и чуткому проекту японского архитектурного бюро SANAA. Этим выбором «Гараж» отдает дань уважения российской архитектурной традиции и укрепляет свой статус в глобальном художественном мире. Мы хотим, чтобы это здание отражало наше непрекращающееся исследование функций, целей и зон ответственности современного музея.

Галерея

Об архитекторах

SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates)

Японское архитектурное бюро, основанное в 1995 году Кадзуё Сэдзимой (род. 1956, Хитати) и Рюэ Нисидзавой (1966, Иокогама). В 2004 году бюро получило «Золотого льва» 9-й Венецианской архитектурной биеннале, в 2010-м Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава стали лауреатами Притцкеровской премии. В 2010 году Кадзуё Сэдзима была куратором 12-й Венецианской архитектурной биеннале. Частные и публичные постройки бюро находятся в Великобритании, Германии, Италии, Китае, Нидерландах, США, Франции, Швейцарии и Японии. Среди них — множество музейных зданий, в том числе Музея современного искусства XXI века (Канадзава, Япония), Музея Лувр — Ланс (Ланс, Франция) и Нового музея (Нью-Йорк).

Кадзуё СэдзимаРюэ Нисадзава
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава
Архитектурное бюро SANAA
Когда нам предложили поработать над «Шестигранником», мы сразу же стали думать, сможем ли мы как-нибудь сохранить его оригинальную планировку и пропорции? И сможем ли создать нечто такое, чем все будут пользоваться? Музей «Гараж» всегда внимательно относится и к архитектуре общественных пространств, и к их истории, и это очень близко нам. У «Шестигранника» есть особое очарование, и в своем проекте мы постарались его сохранить.

Принципы архитектурной концепции бюро SANAA

Благодаря своим пропорциям, повторяющимся элементам и открытости здания со стороны внутреннего двора, «Шестигранник» является уникальной постройкой в истории архитектуры. Для того чтобы сохранить его атмосферу для будущих посетителей, в работе над проектом мы опирались на шесть принципов.

Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана Жолтовского.

Геометрия + пропорции

Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана Жолтовского.

Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора.

Соединенные пространства

Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора. Между павильонами сохраняется не только визуальная, но и буквальная (проходы) связь, что обеспечивает цельность всего архитектурного плана.

Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами Музея.

Дневной свет

Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами Музея.

Сохранений пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит программам Музея большую пространственную вариативность.

Пространственная организация

Сохранение пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит программам Музея большую пространственную вариативность.

Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление неоклассического абриса здания.

Элементы декора/интерьеров

Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление неоклассического абриса здания. Более поздние добавления и детали считать самостоятельными или вторичными по отношению к проекту Жолтовского.

Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов и визуально соединить «Шестигранник» с павильоном «Времена года».

Ландшафт

Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов и визуально соединить «Шестигранник» с павильоном «Времена года».

Антон Белов
Антон Белов
Директор Музея «Гараж»
Стремление к органике присутствия, приверженность принципам ответственного потребления, создание доступной среды во многом продиктовали выбор архитекторов для создания нового пространства Музея — павильона «Шестигранник». Сохраняя предмет охраны «Шестигранника» (объемно-пространственное решение, местоположение, материалы колонн и расположение чаши фонтана), Музей уточняет и расширяет свою архитектурную программу. С каждым зданием, в котором располагался «Гараж» (Бахметьевский гараж, кафе «Времена года»), мы открываем новую главу в переосмыслении памятников архитектуры, смене их функции и, в конечном итоге, их возвращении в актуальный контекст.

История здания

Здание было построено в 1923 году как выставочный павильон «Машины и орудия» раздела «Машиностроение» 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Павильон «Машины и орудия» стал единственной постройкой, возведенной с применением железобетона (остальные постройки были выполнены из дерева и не сохранились).

В основе конструктивной схемы лежит каркас из тонких железобетонных стоек, горизонтальных балок и деревянных стропильных ферм. Внутреннее пространство каждого корпуса разделено на высокую двухсветную центральную часть и более узкие одноэтажные боковые крылья, объединенные вместе и составляющие низкую галерею, огибающую все здание с внешней стороны. Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, в свою очередь являющейся внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных балок с диагональными гуртами. Первоначально внутреннее пространство всех шести двухсветных корпусов и соединяющих их одноэтажных галерей было открыто во внутренний двор и не отделялось от него стенами.

После того как в 1928 году было принято решение об устройстве на территории бывшей сельскохозяйственной выставки Парка культуры и отдыха, здание павильона было переоборудовано под Главную столовую. Для этого три из шести корпусов были отделены от внутреннего двора легкими стенами, в двух из них поставили плиты и устроили кухни. С внешней стороны между корпусами были встроены туалеты.

Первоначально столовая, как и сам Парк культуры и отдыха, функционировала только в летнее время. В конце 1930-х, когда ЦПКиО стал первым парком с зимними аттракционами и несколькими катками, столовая была вновь перестроена. Все корпуса павильона обстроили кирпичными стенами и приспособили для круглогодичной работы. С 1935 года столовая получила название «Шестигранник».

В начале 1960-х часть здания была переоборудована под цех по производству лимонада.

В последние десятилетия павильон частями приспосабливали под кафе, ресторан, танцполощадку и т. п., а затем он был заброшен. Несколько раз «Шестигранник» горел, в результате чего пришел в аварийное и частично руинированное состояние.

В 1999 году Правительство Москвы приняло павильон под государственную охрану в качестве памятника садово-паркового искусства. Выставочный павильон «Машины и орудия» («Шестигранник») был отнесен к выявленным объектам культурного наследия.

Избранные пресс-материалы
За «Гаражом»
1 / 9
The Blueprint
1 / 9
The Blueprint