Курс «Звуковые окружения»

Описание

Курс о современных подходах к изучению звука продолжает мастерскую по звуковым исследованиям Garage Digital и рассказывает о теориях и практиках аудиальной культуры.

Взаимодействуя с различными научными дисциплинами — философией, теорией искусства, экологией, урбанистикой, социологией, квантовой физикой, — звуковые исследования вырабатывают новые методы фиксации, описания и анализа окружающих нас множественных и сложных звуковых сред. Авторы этого курса рассказывают, какие подходы к изучению звука используют исследователи и художники — от экоакустики до внечеловеческого музыковедения, а также о том, как звуковое мышление помогает нам внимательнее относиться к влиянию звука на нашу повседневную жизнь.

Этот курс состоит из четырех аудиолекций и дополнительных материалов к каждой из них.

Лекция 1. Искусство полевой звукозаписи

Полевая звукозапись — запись звука вне контролируемых условий студии. Под этим понимают самые разные вещи: от записи фонограмм к фильмам до исследований биоакустиков и орнитологов. Какой может быть художественная работа со звуком? В чем отличие работы нашего слуха от микрофона? Какими бывают типы слушания и что такое квантовый эффект звукозаписи?

Звукорежиссер и звуковая художница Юлия Глухова рассказывает о том, какой бывает полевая звукозапись.

Слушайте на удобной вам платформе.

Лекция 2. Цифровая звуковая картография

Звуковая картография может запечатлеть городское (и не только) пространство, позволяя нам услышать то, что происходит вокруг. Какие исследователи были пионерами звуковой картографии? Какими бывают звуковые карты и как подходы к фиксированию звука менялись со временем?

Художница, кураторка и исследовательница саунд-арта Ольга Зубова рассказывает о звуковой картографии и о том, как ее идеи можно применить к нашему восприятию повседневности.

Слушайте на удобной вам платформе.

Лекция 3. Экологическое и пост­гуманистическое расширение музыки

Исследователи становятся все более внимательны к внечеловеческому в звуке — к тому, что проявляется в мире и вовсе без нашего участия. Какое изобретение радикально изменило подход к изучению звука? Как меняются способы слушания в новых технологических обстоятельствах? При чем тут ямайские саундсистемы, Делёз и Гваттари и Карлхайнц Штокхаузен?

Философ звуковых искусств и наук, электронный композитор и критик современного искусства Никита Сафонов рассказывает о звуке за пределами человеческого.

Слушайте на удобной вам платформе.

Лекция 4. Звуковое насилие

За словосочетанием «звуковое насилие» не обязательно скрывается что-то травмирующее: с теми или иными его формами мы сталкиваемся буквально каждый день. Как проявляется звуковое насилие? В каких случаях звуковое насилие становится звуковой властью? В чьих интересах звучат сирены? Как нам помогает обнаружение звукового насилия?

Философ и урбанист Ксения Майорова рассказывает о концепте звукового насилия и его проявлении в повседневности.

Слушайте на удобной вам платформе.

Авторы курса
Юлия Глухова
Звукорежиссер и звуковая художница. Окончила мастерскую звукорежиссуры ВГИК. Пишет музыку, создает звуковой дизайн, инсталляции и перформансы, исследующие аудиовизуальные отношения, чувство времени и процессы восприятия. Преподает полевую звукозапись, работает супервайзером по звуку студии подкастов «Радио Arzamas», соавтор телеграм-канала «звука среда». Ее работы получили несколько международных наград, в том числе премию Phonurgia Nova за многоканальную звуковую инсталляцию Ci(r)cadian Rhythm.
Ольга Зубова
Мультидисциплинарная художница, исследовательница саунд-арта и аудиальной культуры, кураторка, лекторка, авторка образовательных лабораторий и курсов. Участница дуэта «маргаритки» (вместе с Марией Карпович), участница спекулятивной арт-группы iBiom.
Никита Сафонов
Философ звуковых искусств и наук, электронный композитор, переводчик, поэт и критик современного искусства. Выпускник программы «Геофилософия и новый материализм» и аспирант Центра практической философии «Стасис» Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор критических статьей, переводов и интервью о современном визуальном искусстве, театре и академической музыке. Выступает с лекциями о современной музыке, саунд-арте и возможностях звукового мышления. Лауреат поэтической премии Аркадия Драгомощенко (2014).
Ксения Майорова
Философ, городской исследователь, помогающий практик. Экс-преподаватель Высшей школы урбанистики и Школы дизайна НИУ ВШЭ. Специалист в темах звукового насилия, звука в городе и онтологии звука.

Другие онлайн-курсы Музея «Гараж»

Онлайн-курсы Музея «Гараж» посвящены различным проблемам современного искусства и гуманитарного знания. Авторы курсов — теоретики и практики — рассказывают о своих исследованиях в текстах, видеолекциях и подкастах.

Поделиться