Японское искусство, которое можно было увидеть на советских выставках
1 / 8
Цугухару Фудзита
Женские образы художника Цугухару Фудзиты (1886–1968), сделавшего карьеру в Париже, появлялись на страницах советских журналов и были показаны на выставке современной французской живописи в Москве в 1928 году. Говоря о работах Фудзиты, советские искусствоведы подчеркивали сочетание художественных традиций — искусность и строгость японской гравюры — с сюжетами европейской живописи. Близкий художникам парижской школы, Фудзита писал знаменитых танцовщиц Монмартра и выставлялся на Осенних салонах. В начале 1930-х про его работы советские критики уже писали иначе — упрекали в предательстве национальных традиций, гедонизме и заигрывании с религиозными образами: искусство Фудзиты было слишком далеко от тягот рабочего класса и строительства нового мира.
Фудзита Цугухару. Лежащая обнаженная. 1922
Частное собрание
Токи Окамото
Картина «Призыв к забастовке» (1929) Токи Окамото (1903–1986) — художника, популярного в СССР в 1920-е годы, — яркий пример зазывного и духоподъемного искусства, на которое делало ставку новое поколение японских художников. Борьба угнетенных классов, построение нового общества, стачки рабочих — такие сюжеты резонировали с советской установкой на борьбу с империализмом. Работы пролетарских художников показывались на выставках в Москве, а затем попадали в коллекцию Государственного музея нового западного искусства. Несмотря на давление японской полиции и цензуры, пролетарские художники объединялись — в Лигу японского пролетарского искусства и во Всеяпонскую федерацию пролетарского искусства — и пытались устраивать выставки. Однако в связи с усиливающейся в 1930-е годы милитаризацией проект японского пролетарского искусства провалился: организации были распущены, многие художники были арестованы или принудительно отправлены на фронт.
Окамото Токи. Призыв к забастовке. 1929
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ири и Тоси Маруки
Для советских искусствоведов и зрителей серия панно «Хиросима» (1950–1982) стала знаковым произведением современного японского искусства. Авторы панно, супруги Ири (1901–1995) и Тоси Маруки (1912–2000), на собственном опыте испытали ужасы последствий бомбардировки, пытаясь разыскать своих родственников после катастрофы. Графическая документация этих поисков и легла в основу серии, поражающей своей откровенностью. Открытое желание говорить о катастрофе в Японии — теме в условиях американской цензуры сложной — сделало их частыми гостями в СССР. В середине 1960-х художники выйдут из Коммунистической партии Японии, а в 1970 году отправятся с выставками в США, что закроет для них Советский Союз: про их новые работы не писали, хотя Маруки так и остались самыми известными в СССР японскими художниками до конца 1980-х годов.
Ири и Тоси Маруки. Панно «Хиросима: Юноши и девушки». 1951
Галерея Маруки, Хиросима
Уэно Макото
Еще один важный для 1960-х годов художник и коммунист, затрагивавший в своих работах бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и сопротивление японских граждан строительству американских военных баз на территории Японии. Гравюра «Лицо Нагасаки» (1964) из одноименного цикла, как и многие другие графические работы автора, исполнена драматизма и ощущения надломленности времени, передает дух гражданского протеста против ядерного оружия, зреющего внутри японского общества. Уэно Макото (1909–1980) лично бывал в Нагасаки и провел много времени, беседуя с жертвами катастрофы. Художника принимали в Москве, он неоднократно проводил персональные выставки, помогал в организации советских выставок в Японии и был дружен с советскими художниками, среди которых наиболее близкой была Варвара Бубнова.
Макото Уэно. Лицо Нагасаки. 1964
Судзуки Кэндзи
«На земле военных баз» (1950-е) Кэндзи Судзуки (1906–1987) — пример агитационной графики, характерной для турбулентных 1950-х и 1960-х годов в Японии. Протестные настроения внутри общества были связаны со строительством военных баз и присутствием американских солдат. Образы рабочих, шахтеров, матерей, тревожащихся за будущее своих детей, резонировали с установками соцреализма. Советские искусствоведы все еще продолжали ценить техничность, декоративность и национальные традиции, но обращенные к настоящему, социально ангажированные работы находились в иерархии жанров выше и привлекали больше внимания.
Судзуки Кэндзи. На земле военных баз. 1974. Репродукция из альбома «Современная гравюра Японии и ее мастера»
Издательство «Изобразительное искусство», Москва. 1974
Школа икебаны «Согэцу»
Софу Тэсигахару (1900–1979), классика икебаны и основателя школы «Согэцу», советская публика в 1968 году встречала торжественно. Выставка в Пушкинском музее и несколько мастер-классов, устроенных мастером, произвели фурор, спровоцировав интерес к технике икебаны и открытие целой сети клубов икебаны по всему СССР. Зритель чувствовал утонченность процесса, позволяющего прикоснуться к постижению японских культурных традиций. Продолжит дело Тэсигахары его дочь Касуми (1932–1980), которая приедет через пару лет в Москву и тоже будет знакомить советскую аудиторию с этим видом искусства.
Эдуард Козадаев. Встреча Софу Тэсигахара, основателя школы икебаны Согэцу, с членами клуба «Икебана» и читателями библиотеки иностранной литературы. Москва, 1968
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Японский дизайн
Выставка «Японский дизайн. Традиции и современность», прошедшая в 1984 году в Центральном доме художника в Москве, продемонстрировала богатство воображения японских дизайнеров и поразила советскую публику разнообразием предметов быта: от предметов одежды и канцелярии до мебели и компьютеров. И если раньше выставки декоративно-прикладного искусства разговаривали со зрителем языком утонченного музейного искусства, то этот проект говорил доступным потребительским языком и представлял привлекательный дизайн, контрастирующий с мебельными стенками из Чехословакии и ГДР.
Вид экспозиции выставки «Японский дизайн. Традиции и современность». Центральный дом художника, Москва. 1984
Яёи Кусама
Работа «Могила неизвестного солдата» (1977) художницы, известной своими сюрреалистическими образами и орнаментом в горошек, была впервые представлена на международной выставке «Сатира в борьбе за мир» в 1977 году в Москве, хотя о художнице и траектории ее карьеры тогда никто не знал. Позже, уже в 1990 году, на московской выставке «Современная гравюра Японии» впервые будет показана «Тыква» (1986) — так произойдет полноценное знакомство советского зрителя с творчеством японской художницы.
Яёи Кусама. Тыква. 1981
Иллюстрация из каталога выставки «Современная гравюра Японии». 1990
1 / 8