Об участниках

Ведущий исследователь лаборатории:
Виктор Белозеров (род. 1996, Москва) — магистр теории и истории искусств, исследователь, японовед. Окончил факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Создатель образовательного проекта Gendai Eye, посвященного популяризации современного японского искусства в России. Живет и работает в Москве.

Исследовательская группа: Дарья Бобренко, Оксана Полякова, Ксения Седякина, Иван Ярыгин

Японская лаборатория «J100R» посвящена исследованию представлений о современном искусстве Японии в России с 1920-х годов по настоящее время.

Очевидное выстраивание хронологии событий хотя и сложный шаг, но совершенно не исчерпывающий суть исследования, приоритетом которого является отображение сложности интерпретационных процессов и формирования целостного восприятия японского искусства XX века как у профессиональной аудитории, так и у массового зрителя. Начиная с 1920-х годов советское искусствознание выстраивало собственную историю современного японского искусства, разрешая одни имена и не допуская других. В 1950-х в Советском Союзе можно было услышать имена Ири и Тосико Маруки, «прогрессивных художников и борцов за мир», но совершенно неизвестными оставались такие авангардные группы, как «Дзиккэн Кобо» или «Гутай», работавшие в то же время.

Подобного рода идеологический кордон иногда давал сбои, и работы «чуждых» художников, представителей всяческих «-измов», просачивались на страницы журналов — в качестве отрицательных примеров, но именно они и позволяли одновременно подчеркивать «ошибочность» обращения новых японских художников к буржуазному искусству и исключительную правоту художников-реалистов, угодных советской идеологии. Привязка к одним и тем же темам, завязанным на общественной и политической борьбе, гуманистических мотивах и узнаваемых элементах национальной культуры, не позволяли представить общую картину современного японского искусства, что в итоге, в постсоветский период, привело к историографической пустоте. Показы работ современных японских художников в России так и не восполнили пробелы в исследованиях японского искусства XX и XXI веков.

Реакция советского и российского искусствознания на современное японское искусство последних ста лет позволяет взглянуть на всю сложность и проблематичность культурного обмена между Японией и Россией. Деятельность лаборатории направлена на то, чтобы обозначить активность японских художников в России: участие в выставках, налаживание связей с отечественными художниками и институциями, несостоявшиеся проекты и события.

Одна из основных задач проекта состоит в том, чтобы показать, как складываются способы построения альтернативной истории японского современного искусства, отличной от тех ее версий, что существуют в международном пространстве. Важно зафиксировать не только то, какими авторами и способами было представлено искусство с японской стороны, но и то, как отечественная модель искусствознания и критики формирует отношение зрителя к зарубежным нарративам.

Лаборатория фокусируется на осмыслении японского современного искусства, архитектуры, фотографии, а также перформативных практик и экспериментального танца Буто на более поздних этапах представления японского искусства в России. В проект входит формирование архива, в котором будут собраны периодические материалы — один из источников исследования; сохранение данной информации послужит данью уважения тем, кто когда-либо имел отношение к этой теме. Помимо этого, планируется проведение образовательных программ, а также подготовка книги, посвященной истории представления японского современного искусства в России.

Музей «Гараж» стал одной из ключевых площадок, поддерживающих показ японских художников в институциональном пространстве современной России, и активно занимающейся популяризацией культуры Японии совместно с фестивалем современной японской культуры J-FEST. Музей неоднократно показывал японских художников, как на многочисленных групповых выставках, например JapanCongo (2011), так и в рамках сольных проектов: «Яёй Кусама: теория бесконечности» (2015) и крупномасштабная выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» (2017). Лаборатория будет способствовать развитию интереса российской аудитории к искусству и культуре Японии, подчеркивая значимость культурных связей и дружбы между двумя странами.

Итоги японской лаборатории J100R

В рамках исследовательской лаборатории J100R, посвященной изучению современного японского искусства в истории культурных связей СССР, России и Японии, исследовательской группой во главе с Виктором Белозеровым была проведена существенная работа в архивах. В Российском государственном архиве литературы и искусства и Государственном архиве Российской Федерации на материалах, связанных с деятельностью Всесоюзного общества культурной связи с заграницей и Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, удалось восстановить утраченную хронологию событий культурного обмена между СССР и Японией. Благодаря содействию сотрудников многочисленных российских музеев, включая Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва, Дальневосточный художественный музей, Новосибирский государственный художественный музей, Самарский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, удалось сопроводить эту хронологию визуальными материалами, которые теперь доступны для изучения в институциональном архиве Музея «Гараж».

На платформе RAAN был опубликован архив советской довоенной периодики по современному искусству Японии, собранный Виктором Белозеровым во время работы над исследованием. Вместе с подборкой актуальной литературы о современном японском искусстве в библиотеке Музея этот архив будет полезен специалистам, изучающим разные аспекты японского искусства. Для тех, кто хотел бы ознакомиться с находками исследования в научно-популярной форме, был создан образовательный курс «Как показать солнце: японская культура в СССР», состоящий из семи тематических блоков с краткими аудиолекциями.

По словам Виктора Белозерова, «собранная мозаика из десятков событий, личных историй художников, связей между людьми, художественных работ и выставочных проектов навряд ли даст ответы на все вопросы (почему мы до сих пор небрежно относимся к современным формам искусства, происходящим из более отдаленных регионов, как экономически и культурно подготовить зрителя к этому), но важным остается то, что подобный сюжет, пускай и только с российско-японской стороны, позволяет взглянуть на нас самих и подавить безразличие к собственной истории и возможному будущему».

Поток