Марсель Бротарс родился в Брюсселе в 1924 году. К визуальному искусству обратился в 40 лет и занимался им до самой смерти в 1976-м. Имея за плечами более 20 лет журналистского и поэтического опыта, Бротарс стремился открыть новые «переходные области»: между образом и текстом, между собственно искусством и его институтами, между объектом и пространством. К 1968 году Бротарс завоевал известность в мире искусства и назначил себя директором музея — точнее, «Музея современного искусства, отдела орлов», проекта, задачу которого художник видел в том, чтобы «проверить, позволит ли воображаемый музей по-новому взглянуть на природу существования и механизмы функционирования художественных институций». Бротарс снял себя с этой должности в 1972 году, когда «Музей современного искусства» получил широкое признание как институция, что противоречило замыслу художника.
Художник первым использовал множество концептуальных стратегий, ставших сегодня ключевыми в искусстве. Именно Бротарс говорил о растворяющемся в практике художественном средстве и не признавал специфичность медиума и различий между уникальными и репродуцируемыми объектами. Он одним из первых затронул в своих работах постколониальные темы, а его исследование музейных условностей обнажило и деконструировало многие основополагающие элементы художественных институций. Бротарс ставил под вопрос жесткие и, казалось бы, незыблемые вещи — такие как подпись художника, авторство, традиционные выставочные форматы, художественные движения и механизмы. Поэт и художник, он искал «искусство отвлечения в надежде на новый алфавит» и оставил после себя богатое наследие — загадочные работы, исполненные противоречий и парадоксального юмора.
За свою недолгую карьеру художника — всего 12 лет — Марсель Бротарс принял участие в более чем ста выставках по всей Европе и США и стал практически легендой. В последние годы жизни провел 11 персональных выставок. В 2015 году прошли масштабные выставки работ Бротарса в пространстве Парижского монетного двора и в кассельском музее Фридерицианум, а в 2016–2017 году его творчество стало объектом крупных ретроспектив в Музее современного искусства (Нью-Йорк), Национальном музее «Центр искусств им. королевы Софии» (Мадрид) и музее K21 (Дюссельдорф).
Проект «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» в Музее «Гараж» продолжает и развивает заданные этими выставками векторы, представляя обзор практик художника в концептуальном порядке: как деконструированные стихотворения или нарративные нити, сплетающиеся в самые разные узоры.
Выставка «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» организована Кейт Фаул, главным куратором Музея «Гараж», и Екатериной Иноземцевой, старшим куратором Музея, в сотрудничестве с Мари-Пак Бротарс
Музей современного искусства «Гараж» благодарит за помощь в подготовке выставки Марию Гилиссен-Бротарс и Фонд Марселя Бротарса
Музей современного искусства «Гараж» выражает особую благодарность фонду V-A-C за возможность премьерного показа в России инсталляции «Декор».