На семинарах, подготовленных Натальей Смолянской к выставке «Марсель Бротарс. Поэзия и образы», речь пойдет об истории современного искусства через призму институциональной критики — художественной практики, подвергающей анализу деятельность музеев и галерей. Ее развитие будет рассмотрено на примере текстов таких художников и теоретиков искусства, как Марсель Бротарс, Роберт Смитсон, Даниель Бюрен, Хулио Ле Парк, Ги Дебор, Андреа Фрейзер, Хито Штейерль, дуэта The Yes Men и другие.
В явлении институциональной критики интересно, что теоретические тексты, посвященные этому явлению, в основном принадлежат самим художникам. Именно эти тексты окажутся в фокусе ридинг-групп, где будет подробно рассмотрена ситуация, когда критик и создатель искусства не просто меняются местами, а смещают саму рамку подхода к искусству, образуют междисциплинарное поле, внутри которого возникает и дискуссия, и новое направление художественной практики.
Институциональная критика — оксюморон, потому что в названии обозначено, будто критика осуществляется в рамках институции. Но критическое направление, которое возникло в искусстве с конца 1960-х, с самого начала исследует собственный опыт искусства. Во многих заявлениях и выставочных проектах 1968–1969 года ставится задача переозначивания места художественного действия, детерриториализации жеста художника и внимания зрителя, переосмысливания стратегий взаимоотношений между художником, зрителем и музеем.
Декларация Роберта Смитсона «Культурное заточение» (1972) характеризует выступления художников 1970-х, которые желают вывести взаимоотношения зрителей с системой искусства за рамки, предустановленные традициями ограничений: действие художника — результат — экспозиция — внимание зрителя. Их регламент предопределен, но в акциях Смитсона, Марселя Бротарса, Ханса Хааке, Майкла Эшера ограничения снимаются или переосмысливаются, а произведение искусства приобретает характер материала для анализа и последующей трансформации в процессе