Каждая «Клетка» представляет собой уникальный микрокосм, наделенный индивидуальными чертами, и охватывает широкий спектр эмоций и ассоциаций. Серия включает в себя около 60 работ, для создания которых Буржуа использовала найденные объекты, предметы своей повседневной жизни (одежду, ткани, мебель) и скульптурные произведения, помещая их в характерные архитектурные ограждения. Буржуа часто говорила, что воспоминания о непростом детстве послужили источником многих мотивов и явлений в ее творчестве, таких как архитектура, тело, память, органы чувств. Джерри Горовой, личный ассистент Луиз Буржуа на протяжении многих лет, так описывал работу над «Клетками»: «Ее процесс созидания был непрерывен. Объекты внутри "Клеток" иногда нравились Луиз просто своей функцией, тем, какими словами их можно было описать, как эти слова звучали по-французски, своей формой или цветом. В ее воображении гладильная доска превращалась в изогнутую истерическую фигуру. Ассоциативные связи возникали в ее подсознании и порождали бесконечный творческий процесс».
Термин «клетка» впервые возник в ходе подготовки к Международной выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге в 1991 году, где Луиз Буржуа представила шесть работ цикла. Для нее это слово обладало рядом значений — от биологической клетки живого организма до тюремной камеры и монашеской кельи. Как говорила она сама, «"Клетки" представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную.В каждой "Клетке" есть удовольствие вуайериста — трепет от того факта, что ты наблюдаешь или наблюдают за тобой. "Клетки" либо притягивают, либо отталкивают друг друга. Они стремятся стать единым целым, слиться или, наоборот, отделиться друг от друга».
В дополнение к выставке Музей «Гараж» в сотрудничестве с Фондом Луиз Буржуа и фондом The Easton Foundation представит две монументальных работы художницы.Maman (1999), бронзовый паук высотой девять метров, будет встречать посетителей на площади перед зданием Музея «Гараж» в Парке Горького. Выполненная по заказу галереи Тейт Модерн специально для открытия Турбинного зала музея в мае 2000 года скульптура Maman стала одной из знаковых и самых узнаваемых работ в серии «Пауков» Луиз Буржуа. Этот мотив впервые появился на двух рисунках художницы в 1940-х годах и в 1990-х годах приобрел особенно важное значение в ее творчестве. Крупнейшая работа этого выразительного цикла скульптур, созданных во второй половине десятилетия, Maman балансирует над землей на восьми длинных тонких ногах, защищая подвешенную к ее брюшку сеть с восемью мраморными яйцами. Хищная и в то же время уязвимая паучиха служит образом любимой матери Луиз Буржуа. Художница рассказывала: «Подобно паукам, моя мать была очень мудрой. Пауки — наши добрые спутники. Они едят комаров, а комары, как мы знаем, большие вредители и разносчики болезней. Паук — заботливое и отзывчивое существо, совсем как моя мама».
Ключевым элементом шестиметровой скульптуры «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007) служит гигантское вращающееся зеркало. В нем отражается название работы, взятое из заголовка записи в дневнике художницы от 7 февраля 1995 года. Зеркала как символ истины и самопознания представляли для Буржуа большой интерес и не раз появлялись в «Клетках», приглашая зрителя стать непосредственным участником их внутренней композиции. Колоссальное зеркало, установленное в Атриуме «Гаража», погружает посетителя и окружающее пространство здания в мир художницы, а вопрос, отраженный в нем, вводит в работу смысловые и эмоциональные особенности восприятия, свойственные произведениям Буржуа.
Выставка в «Гараже» впервые представляет творчество художницы в Москве, но это не первое ее соприкосновение с Россией. Буржуа было двадцать лет, когда она впервые приехала в Москву летом 1932 года. Во время своего второго визита весной 1934 года она посетила Московский театральный фестиваль и стала свидетельницей первомайских торжеств. Почти 70 лет спустя, в 2001 году, открылась ее ретроспективная выставка в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, став первой крупной прижизненной выставкой американского художника, проведенной в этом музее.
К выставке будет издан каталог «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» на русском языке. Оригинальный англоязычный каталог был выпущен Домом искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich) и издательством Prestel.
Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» организована Домом искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich) совместно с Музеем «Гараж» и является крупнейшей на сегодняшний день экспозицией данной серии произведений Луиз Буржуа.