В рамках выставки «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» Музей современного искусства «Гараж» организует новый формат экскурсий, где в качестве экскурсовода выступает художник, который поделится своим ви́дением произведений. Первая экскурсия будет проведена Ириной Наховой, которая расскажет о некоторых работах Луиз Буржуа, представленных на выставке.
Принципиальная позиция в выстраивании клеток-камер — это позиция тюремщика, видящего камеру снаружи и держащего преступника внутри, где преступник в данном случае — это неудержимые детские страхи, боль и эмоции, не отрефлексированные возрастом.
Художник также и нарочито больной, заключающий себя в смирительную рубаху клетки и тем самым постоянно подвергающий себя самолечению-самоизлечиванию, но только на время обустройства собственной тюрьмы.
Искусство Луиз Буржуа выглядит собранием символов и наглядных пособий из «психоаналитической» клиники раннего Средневековья, где орудия пыток могут приносить как физические увечья, так и сексуальное наслаждение.
Телесный характер некоторых клеток отсылает к мясной лавке или бойне: художник — это жертва? палач? или сторонний наблюдатель экзекуции?
Луиз Буржуа оперирует расхожими клише в создании внутреннего убранства своих клеток-камер. Шары, крюки, банки, гениталии, зеркала — все эти атрибуты безошибочно действуют как на неопытного, так и на искушенного зрителя, поскольку это физическое воплощение символов коллективного бессознательного, которыми художник пытается вытеснить кошмары из собственного сознания и запереть их в клетку сознания другого (зрителя).
Я смотрю на фотографию Луиз 2009 года и вижу счастливого ребенка, возвращающегося в теплую постель небытия.
Ирина Нахова
Июнь 2015, Нью-Джерси