«Подготовленные среды» (Prepared Surroundings / PS) — ежегодный международный фестиваль экспериментального звука и технологического искусства, который проводится в Москве с 2009 года. Фестиваль является неформальным посвящением художнику и композитору Джону Кейджу. В этом году фестиваль проводится при поддержке Музея современного искусства «Гараж».
Участники используют подготовленные объекты, среды, конструкты. Поощряются максимально нестандартные концепции и техники звукоизвлечения. Зачастую разрабатываются новые технологии, программное и аппаратное обеспечение. Цель фестиваля — стимулировать развитие экспериментальных творческих областей на стыке различных искусств, науки, технологий и музыки. Основные концерты проходят по средам. В остальные дни фестиваль сопровождается параллельной образовательной и ночной программой. Проект инициирован сообществом SoundArtist.ru.
В этом году тема фестиваля — «Технология и правда».
Можем ли мы быть уверены в чем-либо, когда каждый день концепции бытия меняются из-за очередной ранее немыслимой ситуации? Если попытаться отследить корень расслоения общественного сознания, неизбежно встанет вопрос истины. Насколько стар он и банален для философии и гуманитарного знания, настолько же вне поля зрения искусства. А ведь нет ничего актуальнее. Как можно двигаться вперед, если мы элементарно не можем согласиться друг с другом в том, что есть движение? В 2016 году Оксфордский словарь объявил термин «постправда» (post-truth) словом года. К 2020-му мы стабильно вошли в эру вирусного релятивизма. Эксперты ничего не понимают, гаранты ничего не гарантируют.
Виной ли тому прагматичное толкование работ западных философов или флюидная природа цифровых медиа, с которыми связана бо́льшая часть нашей жизни? Чувствительность к противоречиям во многом определяет интеллект, но если раньше она использовалась для нахождения истины, то ныне — для альтерации реальности в нужную кому-либо сторону. В XXI веке мы понимаем, что истина — это функция от технологии. Технология легко превращает правду в политический инструмент. Технологическое искусство звука легко превратит правду в инструмент музыкальный. Кажется, мы научились управлять реальностью, просто убрав требование правдивости. Но онтология распадается, если нет истины. Самое небанальное сейчас — попытаться ее отыскать, создавая честное и настоящее.
Участникам предлагается поразмышлять в поле интерпретаций современных феноменов:
- Правда VS постправда
- Фейк VS deep-фейк
- Релятивизм VS детерминизм
- Искусственный интеллект VS естественные эмоции
- Глобальные данные VS смерть экспертизы
- Синтезатор VS интерфейс
- Пандемия VS изоляция
- Концепция VS конституция
Как и большинство публичных мероприятий в этом году, фестиваль вынужден адаптироваться к трикстерной реальности новой нормы. Основные события фестиваля — подготовленные перформансы российских художников — будут представлены аудитории в виде фиксированного медиа — серии качественных видеодокументаций. Мы намеренно избегаем формата стрима, ибо за последние месяцы он стал слишком банален и представляет лишь редукцию живого выступления. В то время как модус подготовленной съемки, наоборот, обладает дополнительными возможностями для художественной выразительности. Кроме того, будучи исключительно живым фестивалем, «Подготовленные среды» никогда не уделяли особого внимания документированию событий. В данном случае подготовленное аудио и видео — это просто более честно.
Тем не менее в рамках фестиваля мы представим первую в России коллективную выставку немецкого саунд-арт-сообщества Errant Sound — с 23 июня в Московской галерее звукового искусства SA))_gallery. Некоторые события (в том числе с иностранными коллегами), запланированные на начало июня, пройдут в течение года под эгидой программы «Неподготовленная среда».
Мир меняется, и фестиваль меняется вместе с ним.
Лишь основной постулат «Подготовленных сред» неизменен вот уже 12 лет: «Участники продемонстрируют свою работу с подготовленными объектами, средами, конструктами».
Фестиваль организован при поддержке Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
Куратор — Сергей Касич
Сокуратор — Виталина Стрекалова