Всегда ли мы слышим то, что в действительности звучит? Насколько видимость, ощущение, представление об источнике звука, знание истории его возникновения, его интерпретация, использование технических средств, работа с уже записанным материалом влияют на восприятие звука? Проблема раскрытия или маскировки источника звука в звуковом приведении, выделившаяся при столкновении позиций Пьера Шеффера и Мюррея Шафера, становится все более актуальной и затрагивает различные, иногда кажущиеся не связанными с ней аспекты восприятия звукового произведения.
Звуковой перформанс «Фонтан» посвящен тому, как освещение этих особенностей восприятия раскрывают реальность, тайну происхождения звука или порождают звуковые мистификации. В перформансе используется запись одного из фонтанов, находящегося рядом с главным зданием МГУ. Фонтан не работает, но при этом издает шум. С этим местом связано несколько легенд, по одной из которых он является замаскированной вентиляционной шахтой, ведущей в секретную лабораторию, созданную в середине XX века. Специально созданная программа анализирует исходящий из фонтана звук и для выявления его составляющих раскладывает на спектральные компоненты. Также используется несколько звуковых устройств (поврежденные динамики, издающие щелкающие звуки, пружинный ревербератор), имеющих свою историю, каждому из которых не менее 25 лет. Эти устройства уже вышли из строя и работают в неправильных режимах.
Полевая запись фонтана, авторская программа на базе среды визуального программирования Pure Data, два старых аудиомонитора JBL Control 1 с поврежденными динамиками, блок пружинного ревербератора, извлеченный из гитарного усилителя, и приборы обработки звука.
О ХУДОЖНИКЕ
Александр Сенько — саунд-артист, композитор, музыкант, автор многоканальных аудио и интерактивных инсталляций, создатель лаборатории Acoustic Images, звукорежиссер, преподаватель. Использует собственные разработки в программной среде Pure Data. Комбинирует различные техники электронной и электроакустической музыки, импровизацию и алгоритмическую композицию, использует математические закономерности. Выступает с аудиовизуальными перформансами, пишет и исполняет электронную и электроакустическую музыку, сотрудничает с академическими, джазовыми и рок-музыкантами. В своем творчестве часто обращается к звуковым интерпретациям парадоксальных теорий. Участник фестивалей: 4th Pure Data convention (Германия), PIKSEL[X] (Норвегия), «Подготовленные среды» (Россия), LPM 2013 (Южная Африка), Electric Nights (Греция), FILE SP 2014 (Бразилия), (h)ear XL II (Нидерланды), The Engine Room (Великобритания), Arsenal Electronica 2015 (Австрия), MADATAC 07 (Испания), ISSTA’17 (Ирландия), OUA Electroacoustic Music Festival 2017 (Япония), Synthposium 5, Audioblast (Франция) и многих других. Финалист конкурса саунд-арта Radical dB 2014.