Внечеловеческое в звуке
1 / 7
Слышимое прошлое
Первое в истории звукозаписывающее устройство — фоноавтограф — был устроен следующим образом: к отделенному от мертвого человеческого тела уху подключен входной рупор, а к взятой от него же барабанной перепонке подведен стилус, рисующий улавливаемые колебания на пластине. Аппарат сыграл огромную роль в изучении звука: если раньше акустику исследовали при помощи моделей рта, то теперь перешли к модели уха — и это событие открыло отдельную область научного знания о звуке. Об этом и последовавших за ним изобретениях рассказывает книга основоположника звуковых исследований Джонатана Стерна «Слышимое прошлое».
Фоноавтограф Александра Белла и Клэренса Блейка
Звуковое вооружение
Книга Стива Гудмана Sonic Warfare: Sound, Affect, And The Ecology Of Fear вызвала бурные споры в академической среде, став отправной точкой онтологического поворота в исследованиях звука — тенденции к изучению самостоятельных проявлений звука вне его восприятия человеком. Одновременно с этим концепция «звукового вооружения» предполагает, что в культуре, музыке и искусстве звук может стать как инструментом контроля и насилия, так и средством мобилизации и выражения сопротивления.
Распределение негативных телесных эффектов в зависимости от давления звука и его частоты
Звуковые ланшафты
В изучении самоорганизованных систем, которые находятся вне человеческого восприятия, можно проследить некоторую преемственность. Элвин Люсье работал с акустикой обычной комнаты, изучая звуковую выразительность окружающего нас пространства, а Якоб Киркегард подхватил его идею и попытался запечатлеть неслышимое звучание пустующих помещений — движения частиц воздуха в радиоактивной среде Чернобыля. Записи «Четырех комнат» — звуковые отпечатки тишины в заброшенных церкви, спортзале, лектории и бассейне в Зоне отчуждения — доступны на Bandcamp.
Текстовая партитура Элвина Люсье к работе I am Sitting in a Room
Акустическая экология
Подобно тому, как экология изучает взаимоотношения между окружающей средой, людьми и сообществами, экоакустика изучает влияние акустической среды на тех, кто в ней обитает. Например, анализирует влияние шума от дорог на поведение животных и птиц — отслеживает изменение паттернов коммуникации, размножения и миграции. Со временем исследователи стали изучать и воображаемые среды, а также места, в которых никто не живет. Подробно экоакустика разбирается в словаре Барта Труакса, исследователя звуковых ландшафтов и электроакустической музыки, который и придумал этот термин.
Карта акустического эколога Барри Труакса, анализирующая суточную динамику загородного звукового ландшафта в Канаде
Картография неслышимого
С 2003 года берлинская художница Кристина Кубиш изучает электромагнитные импульсы в населенных пунктах и описывает различия между звуками с точки зрения физики и контекста. Кубиш придумала специальные наушники, позволяющие во время прогулки услышать звуки неразличимых электромагнитных колебаний — и уже много лет модернизирует свое изобретение. Сейчас ее исследование представляет собой большой архив, материалы которого доступны на сайте electricalwalks.org.
Формы волн звуков, излучаемых электромагнитными рамками безопасности у входов в магазины европейских городов, записанных в 2004 и 2005 году Кристиной Кубиш
Звуковая урбанистика
Вышедший в 1995 году сборник Sonic Experience: A Guide to Everyday Sounds оказал влияние на развитие акустической урбанистики и дизайна. Город часто описывают как музыкальный инструмент — и эта книга рассматривает его в том числе и с этой точки зрения. Концептуальные описания разнообразных звуковых феноменов в городской среде представлены с позиции специалистов из разных областей: социологии, физики, дизайна, эстетики и многих других.
Фрагменты сборника Sonic Experience: A Guide to Everyday Sounds
Внечеловеческое музыковедение
Иллюстрация из книги Альмо Фарины Soundscape Ecology Principles, Patterns, Methods and Applications указывает на изменения в изучении экологии звуковых ландшафтов. Новейшая методология отстраивается от принятого в 2014 году международного стандарта описания звуковых ландшафтов ISO 12913-1 и уделяет внимание внечеловеческим звучащим акторам, их склонностям и способностям, а также территориальному обитанию. Внечеловеческое музыковедение расширяет понимание музыкальности и предлагает применять музыкальное знание к анализу звуковых практик внутри природных и искусственных систем.
Графики зависимости увеличения вариаций в пении самца крапивника после проигрывания на территории записей прилетевшего конкурента
1 / 7