Инсталляция Сарасено — один из многих шагов на пути к воплощению идеалов аэроцена. Парящая в воздухе полузеркальная сфера — образ одной из сотен воздушных сред обитания будущего (отсюда множественное число в названии), которые должны заполнить небо и в которые должен переселиться человек. Новые среды жизни Сарасено это еще и средства передвижения: они движимы ветром, они — движущиеся по миру, движущие нас вместе с ними. В рамках сотрудничества с «Гаражом» Сарасено впервые в своей практике работает с новым материалом — прозрачной и чрезвычайно износостойкой пленкой на основе ETFE-полимера, созданного для космической промышленности. Использование этого материала превращает скульптуру в рабочий прототип воздушного шара, способного осуществлять аэросолнечные полеты по Земле — только при помощи солнечного тепла и силы ветра.
В конце 1970-х французский Национальный центр космических исследований, в арт-резиденции которого в 2012 году работал Томас Сарасено, начал проводить запуски инфракрасных монгольфьеров (montgolfière infrarouge, MIR) в верхние слои атмосферы. Внешний вид этих воздухоплавательных аппаратов, способных совершать дальние перелеты на высоте от 20 до 40 километров и разработанных с использованием аналогичных материалов, — результат многолетних научных разработок Центра. Оболочка этих монгольфьеров выполнена из двух ультралегких материалов — зеркальной и прозрачной пленки. Зеркальная часть отражает солнечную радиацию и не позволяет аэростату перегреваться в течение дня, а прозрачная поддерживает температуру внутри шара ночью, пропуская инфракрасное излучение от поверхности земли. Инсталляция «Движущие атмосферы» — это уменьшенная модель тех самых воздухоплавательных аппаратов.
В российском контексте «Движущие атмосферы» оказываются созвучны визионерским идеям русских космистов, которые предвещали скорое переселение за пределы Земли, а также самым смелым архитектурным концепциям советского авангарда, которые предлагали людям, зданиям и целым городам взлететь. Главный русский космист Николай Федоров считал, что музей находится в фундаментальном противоречии с идеей прогресса, и стремился объединить пространство жизни и пространство музея. В творчестве Сарасено прослеживается аналогичное утопическое построение, поскольку его работы имеют прагматическое измерение, и именно музей становится той площадкой, где идеи художника обретают горизонт воплощения.
Куратор: Ярослав Воловод
Томас Сарасено выражает благодарность всем, кто вместе с ним приближает наступление новой эры свободного воздуха, в том числе Студии Томаса Сарасено и сообществам «Аэроцен» и «Арахнофилия», а также команде Музея современного искусства «Гараж» за неоценимое участие. Особая благодарность сотрудникам Студии: Рикардо Аларкорну, Мириам Аллер, Густаво Алонсо Серафину, Джулии Альбарелло, Дункану Андерсону, Матео Арджерику, Скотту Барнсу, Ларсу Берендту, Элли Биcшоп, Ирине Богдан, Саше Больдту, Франческе Боэнци, Дезире Вальдес, Альберто Вальехо, Филиппу Веберу, Пауле Гуахардо, Соне Д’Аграйн, Саманте Деаро, Луке Джирардини, Себастьяну Дюкро, Мани Дю Плессису, Юго Дю Плессиксу, Георги Казлачеву, Себастьяну Каналесу, Саверио Кантони, Виоле Кафули, Саре Киснер, Кристосу Коллиасу, Филиппо Корато, Неманье Кордицу, Дарио Лагане, Аличе Ламперти, Розали Лорин, Джиллиан Майер, Роксанне Маккие, Мануэле Масуре, Лукасу Мателуне, Виченте Мачеллари, Клаудиа Мелендес, Леа Никоу, Йоргу Ниману, Джейми Норамбуэне, Лугу О’Нилу, Тане Патритти, Мартине Пелакки, Соледад Понс, Альфредо Рамосу, Патрику Редди, Мэттью Рейвену, Айсегюл Сейхан, Ильке Тёдт, Андреа Фамилари, Саре Феррер, Мейке Фишер, Эрику Фоглеру, Мартину Хеллеру, Марине Хёкстер, Давиду Цукко, Татьяне Чавес, Констанце Честер, Ясмин Шеноне, Томасу Шерилу, Ханс-Мартину Шлезиру, Анне-Софи Шмидт и Юдит Штрасенбергер. Специальная благодарность за постоянную поддержку — галерее Andersen’s, Копенгаген, галерее Ruth Benzacar, Буэнос-Айрес, галерее Tanya Bonakdar, Нью-Йорк / Лос-Анджелес, галерее Pinksummer Contemporary Art, Генуя, галерее Esther Schipper, Берлин.