Музей современного искусства «Гараж» продолжает знакомство российской публики с творчеством всемирно известных художников и представляет первую в России персональную выставку Рэймонда Петтибона — одной из важнейших фигур американской художественной сцены.
Экспозицию проекта «Облако ложного прочтения», подготовленного Массимилиано Джони и Гэри Каррион-Мураяри из Нового музея в Нью-Йорке, составляют порядка четырехсот произведений художника, в том числе фанзины и материалы из его личного архива.
Петтибон заявил о себе в 1980-х годах, в период расцвета панк-культуры в Лос-Анджелесе. Его графические работы тех лет отличались радикальностью образов и сопровождающих их текстов и впоследствии повлияли на формирование целых поколений американской протестной молодежи. Однако связь Петтибона с панк-сценой заслонила масштаб его художественного проекта и то важное место, которое он занимает в истории современного искусства.
Сочетая в своих работах рисунок с текстом, Петтибон связывает различные культурные феномены — от кино и литературы до комиксов и телевидения — и все многообразие исторических и культурных контекстов. Его визуальная вселенная населена призраками героев XX века — в ней присутствуют в том числе Иосиф Сталин, Рональд Рейган, Супермен и Чарльз Мэнсон. Петтибон находится в одном ряду с такими художниками, как Майк Келли, Джим Шоу, Барбара Крюгер и Пол Маккарти, которые начиная с 1980-х годов последовательно критикуют американскую действительность и ее базовые идеологические установки вроде американской мечты, мирового лидерства и пр., используя при этом визуальный язык различных маргинальных субкультур.
Настоящая выставка также отражает эволюцию языковых форм в художественной практике Петтибона — от сатирических и едких подписей на его ранних рисунках к более поэтическому, авторефлексивному тону, доминирующему в произведениях последних двух десятилетий. С начала 1990-х годов Петтибон использует в своих работах выдержки из текстов любимых писателей — Генри Джеймса, Джона Рёскина и Марселя Пруста; в сочетании с резкой фигуративной графикой эти цитаты формируют «облако» различных прочтений и смыслов, которые зритель волен дешифровать совершенно свободно. На выставке также представлена часть личного архива художника — постоянно пополняемого собрания разнообразных текстов, от газетных и журнальных вырезок до фрагментов литературных произведений.
На выставке Рэймонда Петтибона представлено порядка 400 работ, в том числе фанзины, обложки пластинок и материалы из личного архива художника. Большую часть экспозиции составляют рисунки в сочетании с текстом. Чтобы помочь посетителям лучше понять работы художника, к выставке издан буклет с переводом текстов, включенных в экспозицию. Русским «голосом» Рэймонда Петтибона стал поэт, переводчик и музыкант Кирилл Медведев. Печатную версию буклета вы найдете в выставочном пространстве, а ниже представлена электронная версия.
18+
Выставка «Облако ложного прочтения» организована Новым музеем, Нью-Йорк, совместно с Музеем современного искусства «Гараж», Москва.
Кураторы выставки Массимилиано Джони и Гэри Каррион-Мураяри, проект в Музее «Гараж» подготовлен при участии Екатерины Иноземцевой, куратора Музея «Гараж».