Отмены и «нереализации» — кажется, более насущная часть жизни художников, архитекторов и институций, чем проекты реализованные, и, как показал 2020 год, отношение к подобным отменам нуждается в пересмотре, в приобретении новой терапевтической оптики. Проект «Настоящее время, несовершенный вид» отчасти исследует возможности такой оптики, попутно открывая удивительные художественные истории и персонажей, информация о которых бережно хранится в архиве Музея современного искусства «Гараж».
В выставку войдут документальные реконструкции нереализованных идей самой разной типологии: и проект танцплощадки, которую архитектор Игорь Пяткин предлагал построить на месте «Шестигранника» в Парке Горького, и замысел светозвукового оформления Красной площади Франциско Инфанте-Араны, и план издания каталога «Музея желаний» — коллекции проектных идей женщин-художниц, и не дошедший до завершения проект экспозиции «Меланхолия», задуманный Петром Белым для петербургского парка около ДК Газа. Различия определяются не только форматом придуманного, но и причинами, повлекшими за собой отмену проектов, которые точнее, чем вещи состоявшиеся, определяют реальность десяти-, двадцати-, сорокалетней давности и, очевидно, нашу актуальную реальность, связанную с пандемией. Собственно, природа разных «отмен» и их неочевидные, отложенные последствия находятся в фокусе внимания авторов проекта «Настоящее время, несовершенный вид».
Выставка в камерной Западной галерее Музея «Гараж» опосредованно следует почти литературной логике, где есть своего рода пролог с проектами Игоря Пяткина для «Шестигранника» и здания администрации Парка Горького, и, если бы эти проекты были приняты, Музей «Гараж» существовал бы в другой инфраструктурной и идеологической ситуации; основное повествование, связанное с историей нереализованных выставок и проектов разной степени утопичности, и оптимистичный эпилог с выставкой Петра Жеребцова, которую он детально разработал для берлинской Галереи в Зальбау и которую надеется — вместе с самой институцией —реализовать после снятия всех ограничений. Последовательность отмен превращается из личных разочарований в залог будущих изменений, инвестирует в «данности», которые определяют изменения и развитие городской среды, институций и художественной практики как таковой.
Кураторы: Екатерина Иноземцева и Саша Обухова при участии Тони Трубицыной