Сегодня их личные вещи хранятся в Архиве Баухауса в Берлине, Архиве Баухауса в Дессау, Музее немецкой архитектуры во Франкфурте, Институте истории и теории архитектуры Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Нидерландского архитектурного института в Роттердаме. Коллекции обладают своей историей и структурой. Они отражают подход каждого из архитекторов к отбору и организации материала, а также субъективную память и неопределенный, фрагментарный характер составляющих их реликвий.
Материалы выставки — фотографии, письма, коллажи, вырезки, личные записи, схемы, манифесты, архитектурные наброски и планы — показывают связь архитекторов со школой Баухаус, с Советским Союзом и идеями социализма и коммунизма. Они отражают различные попытки написать индивидуальную и коллективную истории, сохранить необходимое, понять практики сотрудничества и отсылают к опыту миграции, проливая свет на личностный аспект в истории модернистских утопий.
К организации выставки в Музее «Гараж» привлечены современные специалисты, по роду своей деятельности так или иначе имеющие дело с геополитической, социальной и художественной историей, которым было предложено дать свое толкование этих личных архивов и материалов, связанных с социалистическими взглядами героев выставки и их работой в СССР. Среди них — художница Алиса Крайшер, теоретик Дорен Менде и историки архитектуры Татьяна Эфрусси и Даниель Талесник. Все они выдвинули свой проект контекстуализации архивного знания. Их несхожие подходы к архиву перекликаются с субъективным характером тех «историй», которые выстраивали сами архитекторы Баухауса.
На выставке представлены их интерпретации архивов, материалы, созданные в ходе работы, а также материалы самих архивных собраний, отобранные кураторами. Консультантом по вопросам выставочного дизайна выступила группа «Кооператив политики репрезентации» (Берлин).
В рамках публичной программы выставки художница Венделин ван Олденборг представит свое исследование жизни и творческого наследия Лотты Стам-Безе, которая, проработав некоторое время в Орске (Оренбургская область), в 1935 году переехала в Нидерланды, где получила известность благодаря участию в реконструкции Роттердама после Второй мировой войны. Это исследование служит подготовительной частью работы, которая будет представлена художницей на юбилейной выставке в Доме культур мира (Берлин) в 2019 году.
Баухаус был новаторской школой архитектуры, искусства и дизайна, просуществовавшей четырнадцать лет. Основанный в Веймаре в 1919 году, Баухаус по политическим причинам переехал в Дессау в 1925-м, а потом в Берлин в 1932-м, где в следующем году был закрыт нацистами. Несмотря на короткую историю, школа выработала новый подход к педагогике: опираясь на изучение материалов, студенты учились отвечать на новые общественные запросы, возникшие после катастрофы Первой мировой войны. В центре их внимания находилось не столько произведение искусства само по себе, сколько процесс строительства с сопутствующей коллективной работой. Преподаватели и студенты Баухауса занимались радикальным переосмыслением мира, общества и повседневной жизни, утверждая новый дух дизайна. Отвергнув принципы и традиции, казавшиеся бесспорными, Баухаус попытался преодолеть границу между искусством и ремеслами. Под руководством трех сменивших друг друга директоров — Вальтера Гропиуса, Ханнеса Майера и Людвига Миса ван дер Рое — школа последовательно развивала новые принципы. Преподаватели и студенты Баухауса были активными участниками интернационального модернистского движения и после закрытия школы разъехались по разным странам мира. Методы и идеи Баухауса продолжали развиваться и приспосабливаться к условиям и ситуациям.
Проект bauhaus imaginista организован Музеем современного искусства «Гараж» в сотрудничестве с «Объединением Баухауса Берлина, Дессау и Веймара», Гёте-Институтом и Домом культур мира (Берлин) по случаю столетия школы Баухаус.
Выставка «bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты» подготовлена Марион фон Остен и Грантом Уотсоном, независимыми кураторами, совместно с Анастасией Митюшиной, куратором Музея «Гараж», и историками искусства и архитектуры Аней Гуттенбергер, Томасом Флирлем и Даниэлем Талесником.