Образы конца света в фильмах Александра Сокурова, Константина Лопушанского, Андрея Тарковского и других российских кинорежиссеров.
Советская научная фантастика как область литературы и кинотворчества тесно связана с идеологическими парадигмами своего времени. Первые послереволюционные произведения были футуристическими спутниками государственных чаяний о бесконечном горизонте возможностей, открываемых силой научной мысли и техническим прогрессом для общества будущего. Эту эпоху, непредсказуемую и безграничную, ее свидетель Константин Паустовский назвал «Началом неведомого века».
После Второй мировой войны романтика и безоговорочный оптимизм тех произведений начали сменяться осторожным критическим реализмом. Следующей вехой стали оттепельные этические дебаты «физиков» и осуждение технократического взгляда «лириками», что приближало конец веры в безгрешность науки.
Научная фантастика тоже менялась: она стала проводником испытующего и антиутопического взгляда на возможности человеческой мысли и осознания человеком ответственности за свои идеи и достижения. Высшей точкой сомнений стала тревога, облаченная в разнообразные сценарии конца света. Холодная война, застой и грядущий крах советского государства со всеми его «стройками века» все глубже погружали авторов в апокалиптический фатализм и безысходность. Распад СССР и его последствия сопровождались картинами, которые открыто отражали закат больших надежд и стали логическим завершением эволюции советской фантастики.
Некоторые из этих фильмов будут показаны в лектории Музея «Гараж» в программе «Конец неведомого века». В первую очередь это «Сталкер» Андрея Тарковского — главный советский сай-фай конца 1970-х — начала 1980-х, пронизанная отчаяньем экранизация романа «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких. Другой важный фильм программы, связанный с идеей зоны, где сбываются мечты или проклятья, — семейная драма «Третья планета» Александра Рогожкина.
Философская доминанта программы — созданные последователем Тарковского Константином Лопушанским «Письма мертвого человека» и «Посетитель музея». Эти фильмы мастерски выстраивают образы жизни после «конца света», после понятной нам истории человечества, оставившей лишь архитектурные памятники прошлого и одиноких интеллигентов в поисках смысла. Объединяющую тему выхода на новый виток истории продолжают «Дни затмения» Александра Сокурова — история о попытке спасти людей, вышедших как за пределы временного измерения. Завершит программу грандиозное трехчасовое полотно «Трудно быть богом» Алексея Германа, задуманное еще в 1968 году: темная история инопланетного Средневековья по одноименному роману Стругацких, вышедшая на экраны уже после смерти режиссера.
Показы приурочены к мастерской сай-фай-письма «Обочины времен. Видимый в последний раз свет звезды» — совместному проекту программы Garage Digital Музея современного искусства «Гараж» и Дома культуры «ГЭС-2».