Знаковый перестроечный фильм о ядерной зиме.
Гран-при международных кинофестивалей в Варне и Мангейме, приз за режиссуру МКФ в Мадриде, приз жюри XX Всесоюзного кинофестиваля в Тбилиси.
На одной из американских военных баз произошел незапланированный ядерный взрыв. Погибла значительная часть населения, мир лежит в руинах. Выжившие обитают в катакомбах и ждут переселения в центральный бункер. Ученый Ларсен пишет письма своему погибшему сыну, в которых пытается осознать произошедшее.
Дебютный фильм Константина Лопушанского, ученика и верного последователя Андрея Тарковского, вышел через месяц после трагедии на Чернобыльской АЭС и стал одним из символов эпохи сомнений в прогрессивных идеалах Советского Союза, да и всего XX века. Но несмотря на очевидную созвучность фильма эсхатологической перестроечной публицистике, картину Лопушанского можно назвать социальным заказом лишь отчасти. До того, как идея проекта совпала с официальной линией партии, съемкам предшествовали годы мытарств, сценарных правок, следом чего стало, в частности, перенесение действия на территорию блока НАТО. Тем не менее, отмечает киновед Олег Ковалов, катастрофический дизайн фильма кажется извлеченным из кладовых именно советской генетической памяти о войнах, революциях, голоде и насильственных депортациях. Впоследствии эту эстетику Лопушанский углубит в двух других частях своей «трилогии Апокалипсиса»: «Посетитель музея» (1989) и «Русская симфония» (1994). Стихии нерационализируемого разрушения и хаоса, которую ученый в запоминающемся исполнении Ролана Быкова безуспешно пытается уложить в позитивную гипотезу прогресса, Лопушанский, столь же в духе времени, противопоставляет иррациональную веру в чудо. Можно предположить, что именно импульс покаяния и самопожертвования сделал «Письма мертвого человека» иконической научной фантастикой своего времени, а образ ученого, ведущего детей в темноту ядерной ночи, чтобы встретить Рождество, — вписал в официальную перестроечную иконографию.
«Письма мертвого человека»
Режиссер Константин Лопушанский
СССР, 1986. 88 мин. 12+