Последняя советская картина Тарковского, ставшая одним из главных научно-фантастических фильмов в истории.
В районе падения на Землю метеорита стали происходить аномальные явления. Территория объявлена запретной зоной, оцеплена войсками и обнесена колючей проволокой. По слухам, в глубине Зоны существует комната, где исполняются желания. Туда, каждый по своей причине, отправляются Профессор и Писатель, проводником которых становится Сталкер, движимый желанием помочь людям заново обрести веру в окружающих мир.
Слава фильма «Сталкер» давно вышла за пределы мира кино. Образы зоны отчуждения предвосхитили чернобыльскую катастрофу и легли в основу знаменитой одноименной видеоигры. Постапокалиптическое видение фильма на годы вперед определило не только советскую и постсоветскую, но и мировую научную кинофантастику — в частности, кинематограф работавшего на картине Константина Лопушанского. А концепция «запечатленного времени» Тарковского, на «Сталкере» впервые получившая свое полноценное воплощение, оказала огромное влияние на все мировое кино и глубинное понимание сущности кинематографа как такового; не будет большим преувеличением сказать, что все «медленное кино» XXI века во многом обязано своим появлением именно этому фильму Тарковского, который нередко цитируется. Драматичная история появления картины на свет сама по себе стала мифом. Реализация проекта затянулась на несколько лет, фильм по разным причинам несколько раз полностью переснимался, менял свою концепцию и команду (материал одной из версий фильма загадочным образом был полностью уничтожен во время проявки). На площадке Тарковский навсегда разругался с одним из лучших советских операторов Георгием Рербергом, с которым он работал над «Зеркалом», чему посвящен двухчасовой документальный фильм «Рерберг и Тарковский: Обратная сторона „Сталкера“» (часть снятого им материала все же вошла в финальную версию фильма). А работа братьев Стругацких над сценарием стала самой изматывающей во всей их карьере: текст переписывался десятки раз и окончательно менялся прямо на площадке. Постепенно из оригинального произведения братьев «Пикник на обочине» было вычтено практически все научно-фантастическое, а Сталкер из бандита и афериста превратился в юродивого, гениально исполненного Александром Кайдановским. От первоисточника осталась лишь Зона как мистическое пространство встречи с самим собой и поиска смысла и веры в распадающемся мире. Все перечисленные сложности, сомнения и интеллектуальное напряжение чувствуются в каждом кадре получившейся картины, которой было суждено во многом повернуть научную фантастику от футуристических утопий к экзистенциальным философским притчам.
«Сталкер»
Режиссер Андрей Тарковский
СССР, 1979. 162 мин. 12+