Постапокалиптический sci-fi морального беспокойства.
Землю постигла экологическая катастрофа: планета превратилась в огромную свалку вокруг заводских и фабричных цехов. Беспрецедентное загрязнение индустриальными отходами привело к тому, что 80% новорожденных появляются на свет с ментальными особенностями, после чего их приписывают к касте «дебилов» и расселяют по резервациям. Атеистическое человечество, оставив надежды остановить катастрофу, спасается развлечениями. «Дебилы» исповедуют собственную религию и верят в пришествие мессии.
Вторая часть «Трилогии апокалипсиса» Константина Лопушанского, ученика и последователя Андрея Тарковского, вышла на экраны на закате Советского Союза и в фантасмагорическом виде представляет основные тревоги и поиски эпохи перестройки: ощущение нравственного кризиса, распад материалистической идеологии, страх необратимых экологических изменений, богоискательство. И если первая часть — «Письма мертвого человека» — посвящена поискам смысла существования, то «Посетитель музея» прямо говорит о необходимости всеобщего покаяния. Музей из названия — руины старого города, религиозных памятников ушедших цивилизаций, увидеть которые можно лишь в результате опасного путешествия по дну ядовитого моря в короткий период отлива. Герой решается на это из желания прикоснуться к прошлому, но в ходе погружения в духовную культуру «дебилов» приходит к религиозному экстазу. Самая яркая часть фильма — картины мира «дебилов», молящих Бога об освобождении от коллапсирующего бренного мира. Для этих сцен Лопушанский пригласил на площадку десятки подопечных советских психиатрических клиник и психоневрологических интернатов.
«Посетитель музея»
Режиссер Константин Лопушанский
СССР, Германия, Швейцария, 1989. 136 мин. 12+