Garage Screen представляет программу французского кино, снятого режиссерами, которые во время Второй мировой войны были солидарны с идеями французского Сопротивления.
Кто-то был его непосредственным участником, как классик европейского нуара Жан-Пьер Мельвиль. Сын эльзасских евреев по фамилии Грумбах, он взял военный псевдоним Мельвиль в честь писателя Германа Мелвилла как раз в период своей деятельности в отрядах Сопротивления, а в 1969 году снял «Армию теней» — проникновенную и суровую драму о французских бойцах, противостоящих гестапо.
Задолго до того, как заняться кино и стать одним из самых известных авангардистов послевоенной эпохи — основателем жанра кинематографического эссе, молодой Крис Маркер присоединился к Сопротивлению в качестве партизана в вооруженных рядах «Маки», действовавших преимущественно в сельской местности. Исконно левый мыслитель и художник, впоследствии Маркер снимет не один фильм о непрекращающейся борьбе как механизме исторического процесса или даже «монтажа истории». А один из самых великих режиссеров XX века Робер Брессон, чье влияние на мировое кино остается неоценимым, провел в немецком плену полтора года, а потом, на основе этого опыта и одновременно опираясь на мемуары участника Сопротивления Андре Девиньи, снял фильм «Приговоренный к смерти бежал» (1956) — своего рода пролог к большинству своих будущих картин, в которых стоическое внутреннее сопротивление обстоятельствам, всегда трагическим и беспросветным, является прежде всего работой и призванием человеческого духа.
Выражаем благодарность Французскому институту в России.