Преисполненная благородства история скитаний домашнего осла и его хозяйки.
В сельской Франции середины 1960-х юные Мари и Жак любят друг друга идиллической детской любовью, однако классовый конфликт и судебное разбирательство между их родителями в какой-то момент ставит крест на отношениях. Осознав реальность собственного социального положения и переживая глубокое смятение, Мари пускается во все тяжкие вместе с бандой местных хулиганов, в то время как ее подопечный — умный и смиренный домашний ослик, некогда крещенный Мари и нареченный ею библейским именем Бальтазар, — начинает случайным образом переходить от хозяина к хозяину. В опросе, проведенном среди кинокритиков в 2012 году британским изданием Sight & Sound, фильм Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар» был назван шестнадцатым лучшим в истории.
«Фильм должен взмывать. Напыщенность и живописность мешают ему оторваться от земли», — писал Брессон в своих «Заметках о кинематографе», и нет лучшего подтверждения этим словам, чем «Наудачу, Бальтазар». От поражающего своей неброскостью и лаконичностью визуального решения, созданного Брессоном вместе с оператором Гисленом Клоке, поистине перехватывает дыхание. Фильм совершенен как на формальном, так и на повествовательном уровне: в сюжете, навеянном «Идиотом» Федора Достоевского, мотивы христианской трансценденции органично сочетаются с проницательным портретом французского рабочего класса.
Роль Мари обессмертила 18-летнюю дебютантку Анну Вяземски — в дальнейшем писательницу и профессиональную актрису, известную по сотрудничеству не только со своим будущим мужем Жан-Люком Годаром, но и с Пьером Паоло Пазолини, Марко Феррери и Филиппом Гареллем. Среди других брессоновских «моделей» — то есть актеров-непрофессионалов, своего рода не-актеров, существующих, а не «играющих» в кадре — философ, писатель и художник Пьер Клосовски в эпизодической роли жестокого и расчетливого торговца и пианист Жан-Жоэль Барбье, исполнивший не только роль священника, но и андантино из сонаты № 20 Франца Шуберта, ставшую лейтмотивом Бальтазара. Фильм Брессона послужит источником вдохновения для многих авторов: от Михаэля Ханеке, Нури Бильге Джейлана и Белы Тарра, признававшихся в любви к этой картине, до Тодда Солондза и Ежи Сколимовского, чьи фильмы «Такса» (2016) и «Иа» (2022) являются ее переосмыслением.
Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.
«Наудачу, Бальтазар»
Режиссер Робер Брессон
Франция, Швеция, 1966. 95 мин. 16+