Элегантный и бескомпромиссный шпионский триллер Жан-Пьера Мельвиля.
Во время Второй мировой войны группа борцов французского Сопротивления проворачивает все более и более сложные подпольные операции, рискуя своими жизнями и пытаясь не потерять остатки человечности. Непосредственно после своего выхода пронизывающая до костей саспенс-драма Жан-Пьера Мельвиля, прочитанная французскими левыми кинокритиками как восхваляющая Шарля де Голля, была предана анафеме. Однако после перевыпуска в 2006 году отреставрированную версию «Армии теней» нарекли шедевром и самым личным фильмом Мельвиля.
Созданный по мотивам одноименного романа Жозефа Кесселя и основанный на личном опыте сотрудничества с Сопротивлением самого режиссера, фильм Мельвиля с первых же кадров поражает мрачной красотой своего визуального решения. Прославленный оператор Пьер Ломм, сотрудничавший с Жаном Эсташем, Патрисом Шеро и Маргерит Дюрас, выкрашивает «Армию теней» в приглушенные оттенки, из которых словно выкачали весь цвет. Фильм является своеобразным гибридом между ранними картинами Мельвиля о Второй мировой «Молчание моря» (1949) и «Леон Морен, священник» (1961) и его более поздними ультрастильными нуарами «Самурай» (1967) и «Красный круг» (1970). Атмосферу почти невыносимой обреченности подчеркивает виртуозное использование тишины и минорная музыка Эрика Демарсана.
Картину Мельвиля невозможно представить без двух актерских триумфов. Хотя зрители почти ничего не узнают о его герое — начальнике отряда Сопротивления Филиппе Жербье, — итало-французский актер Лино Вентура придает ему незаурядный объем, считывающийся по одному лишь языку тела. А взгляд, брошенный на прощание легендой французского экрана и лауреаткой «Оскара» Симоной Синьоре в роли Матильды, — один из самых пронзительных в истории кино.
Фильм демонстрируется на французском, немецком и английском языках с русскими субтитрами.
«Армия теней»
Режиссер Жан-Пьер Мельвиль
Франция, Италия, 1969. 145 мин. 16+