Причудливое переплетение правды и вымысла от классика киноэссеистики.
Пока на экране друг друга сменяет калейдоскоп из кадров, снятых в Африке и Японии, Исландии и Сан-Франциско, рассказчица читает письма, адресованные ей мужчиной по имени Сандор Красна — путешественником, объездившим весь мир. Рассказчица — выдуманный персонаж, а Сандор Красна, как и его брат Мишель, якобы написавший для фильма электронную музыку, — альтер-эго французского киноэссеиста Криса Маркера.
Как и другой известный документалист Годфри Реджио, выпустивший в том же 1983 году этапную картину «Кояанискатси», Крис Маркер подводит своим фильмом итоги XX века. Вместе с тем «Без солнца» — фундаментальное размышление о природе творчества, где Маркер расщепляет фигуру монолитного автора на несколько персон, ведущих диалог между собой и со зрителями. Как следствие, Маркер предстает амбивалентной, неуловимой фигурой, которая по окончании фильма, как замечает кинокритик Джонатан Розенбаум, одновременно знакома нам хорошо и не знакома совсем. Однако поклонники режиссера легко распознают его давние увлечения: от «Головокружения» Хичкока, по съемочным локациям которого бродит Сандор, до японской культуры и новейших технологий. Кроме того, Маркер обращается к важным для себя темам истории и памяти, представляя нелинейное или складчатое видение времени — совсем как в своем иконическом научно-фантастическом фотофильме «Взлетная полоса» (1962), где постапокалиптический Париж будущего представлен фотографиями времен Второй мировой войны. Сочетая кадры из, казалось бы, несочетаемых мест и временных эпох, Маркер так сильно остраняет привычную зрителям реальность, что «Без солнца» напоминает послание от инопланетян.
Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.
«Без солнца»
Режиссер Крис Маркер
Франция, 1983. 100 мин. 18+