Танц-кооператив «Айседорино горе». Советский жест

ОПИСАНИЕ

С 2015 года кооператив «Айседорино горе» изучает наследие экспериментальных танцевальных практик, сформировавшихся в Российской империи и продолживших свое существование после революции вплоть до 1930-х годов.

Отталкиваясь от труда Николетты Мислер, представляющей историю Хореологической лаборатории Государственной академии художественных наук (ГАХН), и истории развития изобразительного, кино- и фотоискусства, советского тейлоризма и гимнастики, а также от истории «свободного танца» в России Ирины Сироткиной, «Айседорино горе» ищет возможность «разархивировать» словесный и визуальный архив двигательной культуры начала ХХ века в современную танцевальную практику.

Первый опыт подобной конвертации состоялся в рамках резиденции Black Box Центра им. Вс. Мейерхольда (октябрь 2017 — январь 2018), когда кооператив «Айседорино горе» создал эскиз спектакля «Советский жест», для которого использовались опубликованные источники. Для поддержания контакта с материалом участницы кооператива регулярно показывают эскиз в России на разных мероприятиях: от научных конференций до фестивалей перформанса. Затем кооператив стал углублять метод с целью очерчивания и фиксации танцевального опыта, обратившись к антропологическому подходу, при котором история танца рассматривается в контексте истории смыслов и ценностей, истории телесного их проживания.

Этап исследования, реализуемый при участии Музея «Гараж», связан с детальным изучением архивов ГАХН (1921–1930) в Москве и Берлине и поиском партитур и лабораторных журналов, позволяющих представить в деталях трансформацию авангардных пластических форм в «советский жест». Исследование предполагает обнаружение ответов на следующие вопросы: какую телесность формировали практики «нового танца»? как они видоизменялись? как исчезали? продолжают ли советские представления о моделируемой сверху телесности «нового человека» влиять на сенсорику авторов и зрителей, действующих в постсоветском пространстве?

Ответы на эти вопросы кооператив искал, организовав в Музее современного искусства «Гараж» лабораторию, которая объединила десять участниц, набранных посредством open-call. Практико-ориентированное разархивирование художники изначально планировали зафиксировать в форме вдохновляющего зина. Однако информационная и интонационная неоднородность обнаруженных документов и непосредственный опыт работы с материалом вдохновили танцевальный кооператив Айседорино горе на издание с иным пафосом. Так, вместо беглого и емкого слепка процесса в графике появился насыщенный текстами том, который сам работает как катализатор художественного исследования для любого читателя — «Руководство по практическому применению танцевального архива „Опыты хореологии“, или Куда нас завел „Советский жест“».

Статус: 2019–2020

СКАЧАТЬ РУКОВОДСТВО (PDF, 5,2 МБ)

Авторы проекта: Танц-кооператив «Айседорино горе»

ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЯХ

Танцевальный кооператив «Айседорино горе», основанный Сашей Портянниковой и Дашей Плоховой в 2012 году, занимается современным танцем, постановкой сайт-специфик-перформансов, сотрудничеством с культурными институциями по всей стране и выступает активным помощником в вопросах распространения информации и знания о современном танце в России. Недавние перформансы — «Кокон» (перформанс-отклик на скульптурную работу Луиз Буржуа Maman, установленную на площади Искусств во время выставки «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» в Музее современного искусства «Гараж», Москва, 2015), «ПУСТ*» (междисциплинарный проект; ZKM, Карлсруэ, 2016–2017), «Факультатив чувственности» (Студия перформативных искусств СДВИГ, Санкт-Петербург, 2017), «Зарядье… Возвращение Дара» (Музей архитектуры, Москва, 2018).