Руководство по практическому применению танцевального архива «Опыты хореологии», или Куда нас завел «Советский жест»
Мы искали в тексте то, что до сих пор гипнотизирует нас своим задором.
Дарья Плохова, Александра Портянникова
Танц-кооператив «Айседорино горе» завершает полевое исследование гибридным изданием, которое является и документацией работы лаборатории, и подробной инструкцией, как танцевать исследовательски.
«Руководство по практическому применению танцевального архива “Опыты хореологии”»— это «инструкция, игра, архив, протокол, партитура для исполнения современного танца». Одновременно оно работает как смелое предложение метода для документации процесса танцевального исследования, где доминантой является невербальная практика телесного проживания исторических понятий и дилемм. В рамках «Полевых исследований «Музея «Гараж» танц-кооператив «Айседорино горе» провел трехмесячную лабораторию «Опыты хореологии». Она была нацелена на поиск ответов на следующие вопросы: «Какую телесность формировали практики “нового танца”?», «Как они видоизменялись?», «Как исчезали?», «Продолжают ли советские представления о моделируемой сверху телесности ‘нового человека” влиять на сенсорику авторов и зрителей, действующих в постсоветском пространстве?».
Танцевальный кооператив «Айседорино горе». 2014
Фото: Екатерина Сочилина
Архив танцевального кооператива «Айседорино горе»
Из архивных документов Хореологической лаборатории Российской академии художественных наук (1922–1930) художницы извлекали неоднозначные, непонятные и интригующие определения, вызывающие у них отклик темы и упражнения — например, «стойка на фигурной точке», «пластическая обработка рук», «шаг фигурной сложности» — и предлагали их для осмысления и (ре)интерпретации участницам лаборатории. Выбранные через open call танцовщицы и перформеры действовали исходя из собственного опыта. Для кого-то хореологические максимы оказались диковинным новшеством, провоцирующим эксперименты; для других они стали проявляется как узнаваемое, давно забытое знание. Именно это совместное и в то же время индивидуализированное проживание фрагментов исторического знания, собирающееся в целое в общих обсуждениях работы лаборатории, стало материалом для «Руководства» (о причинах, по которым «Айседорино горе» выступает за такую групповую деколонизацию воображения, можно узнать в статье «Этическое обоснование проекта», опубликованной в виде самостоятельного текста на портале Colta.ru).
Танцевальный кооператив «Айседорино горе»
Рефлексируя измерения постсоветской идентичности в себе. 2015
Документация перформанса
Фото: Екатерина Помелова
Архив танцевального кооператива «Айседорино горе»
Структура «Руководства» обладает специфической драматургией — она намеренно избыточна, щедра. Авторы так описывают его замысел: «Мы делимся своим инструментарием и приглашаем вас к практике, сначала вместе с нами, а затем — самостоятельно. Поэтому руководство начинается с теоретических текстов, разворачивается в сторону описания собственных практик и завершается публикацией документов, потенциал которых показался нам настолько насыщенным, что мы оставили их свободными от собственных комментариев, дабы снизить наше влияние на полет фантазии экспериментатора и расширить диапазон самостоятельных трактовок. Изобретайте свои собственные методы и смыслы, которые будут вдохновлять вас и стимулировать практику!».
Подобный энтузиазм часто оценивается в российском искусстве как проявление антиинтеллектуальности, однако очевидно, что в ряду непрекращающихся поисков формулы постсоветской идентичности, обнаружение общности/разности на практике — через вовлечение в лабораторное производство художественного действия — работает как эффективный метод. Также, будучи более интуитивными (в своей опоре на телесные реакции) — или более правдивыми, танцевальные изыскания могут привнести больше раскрепощения в понятие «художественное исследование».
Танцевальный кооператив «Айседорино горе»
Видеоконспект занятия танцевальной лаборатории «Опыты хореологии». Встреча № 7. 23 октября 2019
17 мин. 01 сек.
Видео: Татьяна Егорова
Таким образом, даже реализуя проект в узкой рамке личного прагматичного (ради завершения ранее начатой постановки «Советский жест») интереса к одному из явлений авангардной хореографии и как бы оставляя за скобками большие нарративы околосоветского дискурса (например, таких как книга Бояны Цвеич Public Sphere by performance), «Айседорино горе» начинает менять место современного танца в российском современном искусстве, наделяя танец исследовательской агентностью и экспертным весом.
Анастасия Митюшина
Куратор полевого исследования «Советский жест»