Исследовательская лаборатория ВОКС kinema
Об участниках
Ведущий исследователь лаборатории:
Наталья Рябчикова — историк кино, переводчик, доктор философии (Ph.D.). Специалист по истории советского кино 1920-х. Научный редактор проекта «Киноартель 1895», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ и Московской школы кино. Публикует статьи и материалы по истории кино с 2006 года, в том числе в журналах «Киноведческие записки», «Искусство кино», «Театр. Живопись. Кино. Музыка», Studies in Russian and Soviet Cinema, Apparatus, Critical Quarterly и др.
Исследовательская группа:
Максим Семёнов — кинокритик, историк кино, киножурналист. Специалист по истории отечественного кино 1920-х — начала 1930-х годов. Автор и редактор научно-популярных роликов по истории отечественного кино для сайта «КиноПоиск». Читал курсы по истории кино в Московской школе нового кино, Московской школе кино, киношколе «Лестница», Высшей школе художественных практик и музееведения при факультете истории искусства РГГУ. Публиковался в журналах «Сеанс» и «Искусство кино», в проекте «Арзамас».
Станислав Дединский — историк кино, журналист, издатель, магистр истории искусств. Исследователь истории раннего российского кино и анимации. Главный редактор проекта «Киноведческая артель 1895.io». Автор курсов и преподаватель Московской школы кино, Института бизнеса и дизайна, Института современного искусства, Школы кино и телевидения «Индустрия». В прошлом — главный редактор журнала «Искусство кино», научный сотрудник НИИ киноискусства, старший редактор сайта «КиноПоиск», специалист издательского отдела Музея кино, редактор журнала Esquire.
Рабочая группа:
Дарья Бобренко, Ксения Жукова, Арина Нестерова, Оксана Полякова
Исследовательская лаборатория ВОКС kinema посвящена первым годам деятельности Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) в сфере кинематографа.
Общество культурной связи с заграницей, учрежденное в 1925 году и просуществовавшее до 1958 года, являлось основным каналом обмена информацией между организациями и деятелями науки, искусства, образования и спорта СССР и мира, а также популяризировало культуру народов СССР за границей и знакомило жителей страны с зарубежной культурой. В период, когда индивидуальные контакты между советскими и мировыми учеными, художниками и деятелями культуры все более ограничивались, именно ВОКС стал централизованным органом сохранения старых, а также построения и укрепления новых международных связей.
Задачи ВОКС в области кинематографа были многообразны. ВОКС занималось демонстрацией достижений советского киноискусства в других странах, устраивало зарубежные командировки для кинематографистов, организовывало приезд и работу иностранных деятелей кино в СССР и, наконец, знакомило советских зрителей с мировым экранным искусством с помощью выставок, показов и публикаций. Именно ВОКС стало главным координатором и медиатором множества учреждений и отдельных людей, заинтересованных в обмене и распространении информации о советском кино.
Название лаборатории отсылает одновременно к аббревиатуре Всесоюзного общества культурной связи с заграницей и латинскому выражению vox populi — «глас народа». ВОКС стало таким голосом, возвещавшим миру о советской культуре, искусстве, науке, кинематографе — и рассказывающим советским кинематографистам о мире. Латынь, язык международного общения на протяжении столетий, к XX веку уступила место кинематографу, чье наименование (cinematograph или kinematograph) соединило два греческих слова, означающих «запись» и «движение». «ВОКС kinema», «голос кино» — это мировой кинематограф на пороге обретения настоящего голоса — звука, это движение мысли и движение искусства, над которым не властны границы.
К наиболее известным примерам деятельности ВОКС в первые пять лет можно отнести визит в СССР турецкого актера и режиссера Мухсина Эртугрула (в советских источниках 1920-х именовавшегося Мухсин-бей) и нидерландского документалиста Йориса Ивенса (1930); содействие в организации встреч Сергея Эйзенштейна и его группы с советскими дипломатами, рабочими и левыми организациями в странах Европы и Великобритании (1929–1930); отправку материалов и делегатов на выставку «Фильм и фото» в Штутгарте (1928–1929); организацию выставки «Японское кино» в Москве (1929).
Несмотря на свою значимость, ВОКС почти не привлекало внимания исследователей. Специальных обзорных исследований (как книг, так и статей), посвященных киноработе общества, не существует. Работа исследовательской лаборатории должна в том числе выяснить причины этого забвения. В сущности, киноистория ВОКС сейчас состоит преимущественно из белых пятен. Поэтому перед лабораторией стоит несколько важных целей. Во-первых, воссоздание хронологии событий, относящихся к деятельности ВОКС в сфере кино в первую «пятилетку» его работы, устранение лакун и противоречий в существующих описаниях. Во-вторых, выявление и исследование наиболее полно отразившихся в архивных материалах сюжетов этой деятельности. В-третьих, определение сущности деятельности ВОКС в сфере кино (связующее звено между деятелями культуры в СССР и за рубежом, координационный орган или объединяющий центр), особенностей его функционирования и логики развития в зависимости от «линии партии и правительства».
Вспомогательными задачами также являются составление списка персоналий, имевших отношение к работе киноотдела ВОКС, и кинокартин, к созданию или продвижению которых ВОКС имело отношение, и уточнение географии его деятельности, а также выявление направлений для дальнейших исследований.