Лекция Натальи Рябчиковой о советско-японских киносвязях и показ одного из первых фильмов ужасов «Страница безумия» завершат публичную программу исследовательской лаборатории ВОКС kinema.
После того как в 1925 году Япония признала Советский Союз, наступил недолгий период активных связей между кинематографистами двух стран. Японские интеллектуалы оказывались в СССР даже чаще, чем их западные коллеги, хотя Москва и Ленинград нередко были для них перевалочными пунктами по пути в Европу. Кроме того, японские кинематографисты и журналисты обращались к малодоступным советским экспериментам в области кино в качестве возможной альтернативы европейскому и американскому кинематографу. Кульминацией этого взаимного интереса стала выставка японского кино, проведенная Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) в 1929 году. По сути, это был первый в СССР фестиваль зарубежных фильмов.
При этом советско-японские киносвязи в конце 1920-х годов — это история взаимного непонимания. Благожелательные и заинтересованные советские критики и кинематографисты, в том числе влюбленный в Страну восходящего солнца Сергей Эйзенштейн, не были готовы воспринимать японское кино на современные темы и из всех представленных картин предпочли самурайские дзидайгэки, которые можно было критиковать за архаичность. Под впечатлением от гастролей театра кабуки (1928) и фильмов, показанных на выставке, Эйзенштейн написал ставший классическим текст «За кадром» (тут же переведенный на японский), где раскритиковал японских коллег за недостаточное использование собственных театральных традиций. В свою очередь, первым успешным советским фильмом в Японии оказались не шедевры авангарда (того же Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина или Дзиги Вертова), а снятая в Германии мелодрама «Живой труп» по Льву Толстому.
Среди приезжавших в СССР кинематографистов был пионер японского кинематографа Тэйноскэ Кинугаса, чей «Перекресток» (1928) попал в европейский прокат. При этом в советском прокате он не был, несмотря на то что режиссер провез его через Москву. Его же сверхавангардный фильм «Страница безумия», снятый в 1926 году, затем утраченный во время Второй мировой и лишь в 1971 году снова обретенный, также не мог быть показан на советских экранах. Зато куда более традиционный, но не сохранившийся «Храбрец из Киото» (1928) Кинугасы увидели на выставке ВОКС сотни советских зрителей. Ирония в том, что именно «Страница безумия» наиболее соответствовала устремлениям европейского (в том числе и советского) киноавангарда. Кинугаса создал кино, в котором изображение доминировало над поясняющими титрами или репликами профессиональных комментаторов-бэнси, сопровождавших показы в Японии периода немого кино. Само же действие было сплавом современности и образов из традиционной культуры.
«Страница безумия»
Режиссер тэйноскэ кинугаса
япония, 1926. 79 мин.
18+

