Об определении «устная история»
Выражение «устная история» ассоциируется с использованием голоса, однако мы выбрали его в качестве названия проекта для глухих участников неслучайно. Термин «устная история» означает сбор и анализ данных, полученных с помощью неписьменных источников. Практики сбора воспоминаний, мнений, историй заставили нас задуматься о нематериальном наследии сообщества глухих. Устная — не значит аудиальная. Устная — передаваемая от человека к человеку, из рук в руки.
Что такое устная история глухих, мы спросили у Виктора Паленного — он является не только выдающимся исследователем истории глухих, но также главным консультантом и идейным вдохновителем проекта.
Виктор Паленный — глухой, кандидат педагогических наук, главный редактор журнала Всероссийского общества глухих «В едином строю», автор книг и многочисленных статей по истории и культуре глухих, соавтор книги «Человек из мира тишины» (2003).
Виктор Паленный: «Устная история глухих — это сбор воспоминаний о прошлом представителей сообщества глухих, живших в определенный отрезок времени, посредством интервью, записанного на видеоносители, их интерпретация исследователями с целью создания более адекватного знания о глухих в те или иные исторические периоды.
Без этой исследовательской работы свидетельства рядовых «творцов истории» могут быть утрачены навсегда. Эта работа важна, так как в мире глухих очень мало письменных и иных источников. Глухие незаметны для большой истории. Их образ жизни, поведение, ментальность, идентичность, жизненные установки, оценки событий и др. игнорировались официальной наукой. А нас интересует переосмысление реальных событий через внутренний мир глухого, его оценка прошлых событий и его жизненный опыт, обусловленные его ментальностью, особенностями личности. Устная история позволяет сохранить историю сообщества глухих.
История глухих приобретает новую глубину через изучение индивидуального мира представителей сообщества глухих, через преломление исторической реальности в сознании глухих очевидцев. Мы узнаем, как жили раньше глухие, как на них влияли события и как их установки, убеждения, системы ценностей влияли на события.
Поэтому исследователь не только инициирует процесс воспоминаний, рассказа, а конструирует, моделирует его с помощью исследовательского интервью. И на выходе мы получаем устный исторический источник.
Пожилых респондентов и интервьюеров разделяют десятки лет, и чтобы понимать опыт ветеранов, правильно интерпретировать их свидетельства, нужно знать общую историю, ее ключевые моменты, уметь задавать вопросы, позволяющие как бы вживаться в иной исторический период.
В этом свете представляется важным формировать пулы глухих исследователей для записи интервью и, что важнее, интерпретации полученного результата.
Записи этих жизненных версий, личных описаний прошлой жизни, индивидуальных и семейных историй имеют большое значение для создания солидарности, для идентичности глухих, являются их источниками силы».