Проект «Устная история 2.0»
Проекты «Устная история» и «Устная история 2.0» проходили весной и осенью 2023 года. «Устная история» — это образовательный курс открытого уровня для глухих участников, посвященный мастерству рассказывать истории.
Проект — попытка ответить на вопрос, как с помощью историй можно изучать и осмыслять опыт глухого человека.
- двадцать восемь человек в возрасте 18–50
- двадцать три финальных проекта
- три мастерские: жестовый рассказ, комикс и интервью
- четыре преподавателя, ведущие мастерских, два приглашенных лектора и три координатора
Сразу после окончания первой «Устной истории» началась работа над вторым проектом. Была разработана программа трех мастерских, учтены недочеты первого набора.
Программа второго набора длилась три месяца, занятия проходили один раз в неделю. Первые несколько занятий были вводными, затем началась работа над проектами внутри мастерских.
Мастерские
Содержательно курсы были посвящены историям глухих советского и постсоветского периода, которые были собраны командой проекта при участии историка Виктора Паленного. В этот раз темы выбирали не сами участники, а кураторы проекта в диалоге с преподавателями. Это было сделано, чтобы участницы и участники могли сфокусироваться на инструментах работы с материалом.
Мастерская рассказа на жестовом языке.
Фокус на драматургии, монтаже эпизодов, зрелищности. Ведущий преподаватель — Алексей Знаменский.
Мастерская интервью.
Фокус на раскрытии темы, работе с собеседником, сборе интересных деталей, соблюдении полноты данных и лаконичности изложения. Ведущие преподаватели — Виктор Паленный и Николай Шмелёв.
Мастерская комикса.
Фокус на рассказе посредством графики, образах и структуре. Ведущая преподавательница — Женя Захарова.
Почему именно эти медиумы?
Рассказ, интервью и комикс в качестве медиумов предложили участники первого набора и участники команды проекта.
Мастерская интервью — выбор Виктора Паленного. Для него интервью — основной инструмент сбора данных как для историка сообщества глухих. Глухие редко ведут дневники, и наследие предыдущих поколений может пропасть, если не записывать рассказы на видео. В этих рассказах важна не только информация, но и жесты, которыми пользуются герои. Сохранение интересных, редко используемых сегодня жестов — важная задача, которую можно решать с помощью видеозаписи.
Если мастерская интервью скорее про сохранение и исследование, то две другие — мастерская рассказа и мастерская комикса — посвящены творческой интерпретации опыта глухого. Человек, умеющий построить рассказ и знающий интересные жесты, высоко ценится в сообществе. В советское время существовали конкурсы мастеров жестового рассказа. Сейчас популярны новые практики сторителлинга — стендап и видеоблогинг.
Комикс отвечает на тот же запрос, что и мастерская рассказа, только посредством изображений на бумаге или планшете. Комиксы очень популярны у глухих в США и Латинской Америке, есть много известных авторов комиксов для глухих, однако в России эта ниша пока пустует. Комиксистка и приглашенная специалистка Екатерина Авдейкина долго искала комиксы для глухих на русском и ничего не нашла — и потому решила заняться этим сама.
Как были построены мастерские?
Все три мастерские были построены на работе с реальными историями и документами из истории глухих, однако они различались источниками и форматом. Для мастерской интервью мы приглашали людей и в реальном времени записывали их на камеру. Для мастерской рассказа была выбрана статья 1950-х годов из газеты: команде нужно было ее переложить в формат жестового рассказа и создать драматургию. Комикс оказался где-то посередине — ведущая мастерской выбрала материал, который нужно было дополнить самостоятельно с помощью поиска актуальной информации или переписки с участницами истории.
Первые встречи были направлены на знакомство и включение в работу, пробуждение творческого азарта. Затем участники распределились по мастерским и начали параллельную командную работу: каждая мастерская трудилась над своим проектом. Все три курса были разработаны совместно с приглашенным специалистом и командой проекта.
Участники мастерских
Интервью
- Тимофей Белов
- Валентина Лунгу
- Ксения Семченкова
- Александр Терон
- Рустам Аллахверенов
- Дарья Комиссарова
- Яна Абеева
Комикс
- Юлия Бердник
- Анна Дегтярева
- Нури Рзаева
- Наташа Романова
- Александра Тюльпинова
- Вероника Филькевич
Жестовый рассказ
- Светлана Супрун
- Дамир Тузмухамедов
- Надина Щагина
- Альберт
- Глеб Полев
- Натали Максма
Выражаем особую благодарность Татьяне Петуховой и Александру Щекочихину.
Программа
Занятие 1. Вводное занятие
Вводная лекция Виктора Паленного включила участниц и участников в разговор о работе с наследием, методах, приемах и ценностях, которые стоят за этим.
Занятия 2. Игровая лаборатория
На второй встрече участники в игровом формате пытались расширить представления о том, что может стать рассказом. С помощью базовых инструментов драматургии они собирали историю из случайных ситуаций и персонажей.
Занятие 3, 4 и 5. Презентации мастерских
Ведущие мастерских рассказали о своей работе и об основах их предмета.
Занятие 6–9. Работа в мастерских
Четыре встречи были посвящены работе в командах. Мастерские были не связаны друг с другом, но проходили в одном пространстве — Образовательном центре Музея «Гараж». Пространство было разделено на три части так, чтобы мастерские не мешали друг другу, но в перерывах могли видеться и обсуждать рабочие процессы.
Мастерская интервью разбилась на две команды, чтобы взять интервью у актрисы ТМЖ Татьяны Петуховой и режиссера ТМЖ Александра Щекочихина. В каждой команде было 4–5 человек — это позволило всем найти свою задачу: кто-то интервьюировал гостя, кто-то разбирал материал и монтировал финальное видео.
Мастерская жестового рассказа работала над статьей 1950-х годов из журнала «Мир глухих» про двух глухих летчиков, самостоятельно собравших работающий биплан и совершивших удачный полет. Много времени было посвящено актерским упражнениям, затем команда работала над текстом, адаптируя его к ЖЯ.
Мастерская комикса работала над двумя историями про глухих женщин, чьим опытом они вдохновились. В этой мастерской также оказалось много задач, которые участницы смогли разобрать в соответствии со своими интересами: делать раскадровки, собирать дополнительный материал, работать с текстом.
Занятие 10. Внутренняя презентация работ
Мастерские презентовали проекты друг другу, чтобы потренироваться перед финальным показом.
Занятие 11. Доработка проектов и подготовка презентации
На этой встрече команды доделывали свои работы и готовили небольшие выступления, чтобы рассказать о своем опыте.
Занятие 12. Финальная презентация
Открытая презентация состояла из трех выступлений: мастерские по очереди делились впечатлениями о проделанном пути и рассказывали о своих проектах.
Получившиеся комиксы распечатали небольшим тиражом, их можно было почитать и забрать с собой. Видеоинтервью показывали на двух экранах в зале. Мастерская жестового рассказа подготовила мини-спектакль, который закрывал показ.
Презентация проектов
Ниже представлены комиксы, ссылки на видео и документация жестового рассказа, а также комментарии самих участников проекта и преподавателей.
Мастерская жестового рассказа
Алексей Знаменский о мастерской жестового рассказа: «Это было не курс, а команда! Первый раз вижу, чтобы ребята так сработались — с уважением и теплотой к другим!»
Мастерская комикса
Женя Захарова о мастерской комикса: «Невероятно круто оказалось быть частью этого курса! И, несмотря на то что моей задачей было поделиться навыками и знаниями, научить участников курса тому, что я умею, в результате они же и научили меня очень многому! И этот курс стал для меня очень ценным, важным и приятным этапом».
Комикс «История Карины Чуповой»:
Комикс «Кто такой Уалент»:
Мастерская интервью
Виктор Паленный: «Молодые, которые брали интервью у ветеранов театра, соприкоснулись с реалиями совсем иной эпохи. Думаю, что это стало незабываемым опытом для них. И они получили уроки высокой культуры».
Интервью с режиссером Театра Мимики и Жеста Александром Щекочихиным в Музее современного искусства «Гараж»:
Интервью с актрисой Театра Мимики и Жеста Татьяной Петуховой в Музее современного искусства «Гараж»: