Медиаактивистское объединение «Кафе-мороженое» и рабочая группа
Медиаактивистское объединение «Кафе-мороженое» и рабочая группа
Радикальные грезы. 2021
Самоклеящаяся пленка, латексная печать, матовая ламинация.
140×732 см.
Предоставлено художницами.
Рабочая группа: Дмитрий Безуглов, Илья Будрайтскис, Ангелина Бурлюк, Илона Войтковская, Мария Дмитриева, Дина Жук, Елена Ищенко, Николай Спесивцев
Дизайнерка: Ульяна Быченкова
Пандемия COVID-19 вывела из равновесия и подчеркнула хрупкость многих сложившихся институтов, в том числе и современного искусства. Отмена и заморозка проектов, финансовые потери и сокращение рабочих мест запустили в художественном сообществе новую волну дискуссий о ее больных точках и оживили активистские инициативы на местах. Одно из наиболее показательных начинаний такого рода в области исследования трудовой политики — объединение Art Workers Italia (AWI), появившееся в ответ на кризисную ситуацию в Италии. Его действия обращены к локальной ситуации, но исследовательская и активистская повестка адресована международному сообществу.
Изучением подобных вопросов в России занимается медиа–активистское объединение «Кафе-мороженое», появившееся в марте 2020 года. Выступая как «своенравные субъекты» (Сара Ахмед), основательницы «Кафе-мороженого» Настя Дмитриевская и Даша Юрийчук не только ищут системные ошибки, но и, следуя призыву «не отвернись, не смирись», стремятся вывести их в поле публичного обсуждения, используя для этого широкий набор коммуникативных инструментов,
в том числе свой телеграм-канал. «Кафе-мороженое» не действует в одиночку: Настя и Даша ведут жаркие дискуссии с коллегами из других городов и стран (в том числе с AWI), привлекают единомышленников для создания коллективных проектов и обращаются к другим существующим наработкам. «Радикальные грезы» — очередной шаг их исследования, обращенный к системе распределения ресурсов и ее влияния на функционирование современного искусства в России. «Кафе-мороженое» в частности интересует прямая взаимосвязь ресурсной политики и политики признания, описанная философом Нэнси Фрейзер. В ее понимании в основе любой «справедливой» системы должны лежать два параметра: во-первых, все участники должны обладать достаточными ресурсами, что обеспечивает им возможность высказаться независимо; во-вторых, институциональные модели должны гарантировать для всех равный уровень социального признания.
Методом работы «Кафе-мороженое» на этом проекте стало коллективное аналитическое и спекулятивное картографирование. Настя и Даша организовали серию обсуждений («лабораторий») с творческими работниками из разных городов России, целью которых было, во-первых, создание коллективной (и давно желаемой) карты проблемных зон. Во-вторых, на что намекает название проекта, у рабочей группы была и прогностическая, спекулятивная повестка. Обрисовав недовольства, участники обсуждений позволили себе «растревожить фантазию о том, что счастье можно где-то найти» (Сара Ахмед) и создать калейдоскоп проективных идей: от фантастических утопий до конкретных практических предложений. Получившиеся прообразы (грез и недовольств) оформлены художницей Ульяной Быченковой в ризомоподобные схемы, представленные на выставке и дополнительно изданные в формате зина. Результаты «лабораторий» также станут основой для публичных дискуссий, которые пройдут во время работы выставки.
Безусловно, «Радикальные грезы» представляют собой точечное «полевое исследование» и в некотором роде терапевтическое упражнение для творческих работников. В то же время созданные «Кафе-мороженое» и рабочей группой проекта карты адресованы и всем зрителям — ключевым участникам системы современного искусства, — которым предлагается изучить уже проложенные в ней маршруты и представить их возможные альтернативные версии.
ЕС