Код, нечеловек

 

Самоорганизованная группа ШШШ
Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой. 2020–2021

VR-игра, плазменные экраны, оргстекло с гравировкой, эпоксидный пол.
Размеры варьируются.
Предоставлено художницами.

Состоящая из более чем 30 художниц самоорганизованная группа ШШШ описывает себя как неиерархичное множество независимых единиц. Каждая из участниц группы имеет личные мифологию и стратегию работы, но при этом все вместе они формируют единое коллективное тело, действуя по принципу стихийных горизонтальных связей. Большое место в практике ШШШ занимает изучение механизмов внутреннего взаимодействия, в том числе в цифровом пространстве. Так, в «Боди-хоррор-перформансе» (2020) художницы в течение встречи в Zoom создавали изменчивого «нового монстра», смешивая изображения, аудио- и видеоматериалы и вдохновляясь опытами доктора Франкенштейна, а в декстоп джеме «Уязвимость/устойчивость/сейчас» (2020), действуя по той же схеме, предавались совместным терапевтическим размышлениям об ограничениях и трансформациях в ситуации локдауна.

В работе «Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой» эксперименты по виртуальному взаимодействию участниц ШШШ друг с другом и обнаружению ими собственной актуальной цифровой идентичности переходят в новую стадию: от сконцентрированных в моменте перформативых zoom- встреч к темпоральности сожительства их аватаров в едином цифровом пространстве-доме. Дом задуман художницами как безопасное коммунальное жилище, направленное на саморефлексивное исследование практики его обитательниц — своеобразный цифровой оммаж «Женскому дому» Джуди Чикаго и Мириам Шапиро. Так, внешний вид и характерные черты каждого персонажа продиктованы областью художественных исследований их создательниц. Например, «оборотень» Виктории Чупахиной, изучающей через постгуманистическую призму взаимодействие людей и животных, представляет собой гибрид человека и собаки; «пушистая печенька» Татьяны Шерстюк оказывается непредсказуемым «злым богом», демонстрируя, как и герои других ее проектов, обманчивую суть образа; «темная материя» Саши Пучковой деформирует пространство вокруг себя и так же, как и художница, работает с поэтикой автоматического письма.

Участницы ШШШ предлагают проследить за опытом сожительства своих аватаров на расположенных в пространстве плазмах или в VR-очках, однако вводят для этого определенное условие: зритель не может попасть внутрь дома. Таким образом ШШШ конструирует своего рода двойную систему отношений наблюдателей/наблюдаемых. С одной стороны, приватная домашняя рутина открывается внешнему взгляду, с другой — даже войдя с помощью VR-очков в виртуальный мир проекта, зритель всегда остается для обитателей дома лишь случайным прохожим.

ЕС 

Поделиться