En

Код, нечеловек

 

Кирилл Савченко
Плоский тигр, Бумажный узел, Мертвая рука и Затянутый узел. 2021

Четырехканальный звук, олово, свинец, стальной трос, слезы Т-1000,
алюминий, медь, стальная проволока, пластик, резина, целлофан,
нейлон, кость, растения, хлопок, гравировка, лазерный целеуказатель.
Предоставлено художником.

В основе антиутопий, описывающих столкновения людей и автономных машин, зачастую лежат вопросы «На что похожи такие машины?», «Кто их создал?» и «Как будет вестись война в случае конфликта?». В невозможности помыслить сущность и действия этих принципиально иных созданий художественные произведения и научные исследования представляют их через сравнение с постижимым: законами природы, организмами животного или человека, а также с наблюдаемыми типам взаимоотношений в обществе. Таким образом, не видя «тела», они отслеживают уже существующие «тени» этих машин (Хито Штейерль). В своей художественной практике Кирилл Савченков исследует появление подобных теней в медиа, политике, власти и системах вооружения и, в частности, в моделях информационных автократий. Работа «Плоский Тигр, Бумажный Узел, Мертвая Рука и Затянутый Узел» обращается к специфике ведения конфликтов в эпоху цифровых медиа и моделирует потенциальную ситуацию молниеносного выхода такого конфликта из-под человеческого контроля.

Одной из подобных антиутопий является опубликованный в 1967 году научно-фантастический рассказ Харлана Эллисона «У меня нет рта, но я должен кричать». Эллисон описывает Землю после Третьей мировой войны, ведение которой было делегировано суперкомпьютерам. Обретя независимый разум и объединившись в общую сущность, они уничтожили всех людей, кроме пяти человек, которых сохранили в качестве подопытных кроликов, взяв под контроль их тела и сознание. В том, как развиваются сегодня технологии и общество, Кирилл Савченков видит вероятность осуществления подобного сценария.

Растворение различий между приватным и публичным в глубоко цифровизованном обществе cоздало условия для вепонизации медиа, которая понимается художником как развитие гибридной войны в цифровом пространстве, где все являются и участниками, и зрителями конфликта, а разница между войной и миром растворяется. Стратегия такой войны заключается в нанесении психологических ранений (результатом которых могут быть депрессия, тревожность, стресс) посредством скрытых манипуляций цифровым контентом. По мнению философа Катрин Малабу, подобные нематериальные травмы вызывают у человека состояние подавленности и безразличие, снижая его способность к сопротивлению. В информационных автократиях эти «гибридные» методы могут использоваться как инструменты политических репрессий. Что будет, если делегировать ведение такой войны искусственному интеллекту? К чему может привести авария в его системе управления?

В своей инсталляции Савченков представляет последствия такой ситуации посредством поэтического полилога ее участников и свидетелей: тени искусственного интеллекта, призрака его оператора и тела взорвавшего себя очевидца. Единственным независимым элементом и препятствием для окончательной победы машины становится погода — самый хаотичный и потому неуправляемый компонент мира.

Прогноз не является объяснением.

ЕС 

Поделиться