Марина Истомина
Марина Истомина
Удушье. 2020
Трехканальный слайд-фильм. 23 мин.
Предоставлено художницей.
Архивные изображения предоставлены Валентиной Сокольниковой и Музеем леса по Красноярскому краю, Красноярск.
Перевод: Карина Талипова
Марина Истомина начала работать над проектом «Удушье» летом 2019 года, когда она, жительница города Усть-Кута в Иркутской области, оказалась в зоне ежегодного лесного пожара. Переживая усталость от бесконечного повторения этой экологический катастрофы, обеспокоенная ее масштабом и неоднозначными причинами, художница начала создавать хронику в духе американского фотографа Роберта Адамса — хранящие внутри себя тишину снимки, фиксирующие разрушительные изменения ландшафта под воздействием внешних сил. Стремясь передать происходящее во всей полноте, в том числе собственное физическое и психологическое ощущение удушья, Истомина начала добавлять к этим фотографиям новые кадры, архивные материалы, тексты и вводить дополнительные сюжеты, превращая документальное повествование в многомерную спекулятивную историю. В своей практике художница работает с темами памяти и травмы и часто использует подобный метод, изучая таким образом общественно значимые события разного масштаба (от регионального пожара до убийства местного криминального авторитета) через личный опыт.
На выставке «Удушье» представлено в новой версии — как трехканальный слайд-фильм. Его сюжет развивается через три введенных Истоминой образа: свидетельницы, исследовательницы и шаманки, каждая из которых переживает пожар по-своему. Свидетельница ведет дневниковые записи и испытывает удушье как телесный опыт, исследовательница пытается рационально познать суть происходящего, шаманка — трикстер, выступающий от имени мифологического образа леса. В начале каждая из них движется по собственной сюжетной линии, но в какой-то момент эти линии пересекаются, персонажи сливаются, чтобы затем распасться и пересобраться в новом качестве. История лесного пожара, в которую погружены героини, оказывается больше, чем они, и поглощает их, при этом оказываясь цикличной. Для Истоминой круговое развитие сюжета связано с течением времени в ситуации проживания-переживания жителями Усть-Кута пожароопасного сезона. По словам художницы, «весна — напряженное ожидание, лето — кульминация, осенью пожар сходит на нет, зимой наступает тишина, и затем весь цикл повторяется вновь».
Говоря о важных для «Удушья» визуальных и структурных ориентирах, Истомина упоминает кинематограф Дэвида Линча. В проекте действительно присутствует ряд сквозных отсылок к его фильмам: нелинейный сюжет, множественность и непостоянство личностей персонажей, постоянное ощущение присутствия «темного начала», наконец, образ огня как бушующей первобытной силы, а также связующей материи между реальным и потусторонним мирами. Известная фразой Fire, walk with me (англ. «огонь, иди cо мной») поэма, которую повторяют персонажи сериала Линча «Твин Пикс», резонирует с одним из важных для Истоминой текстов в проекте — Тунгусским шаманским заклинанием XVIII века: «Детной будь, смеющейся будь, охотника для бога расти, мужа своего береги, дитя хорошо расти, пусть у него будет огня с избытком».
ЕС