Даша Трофимова
Даша Трофимова
Лимб. 2020
Бумага, смонтированная на фанеру, цифровая печать
200×133×2,1 см
Предоставлено художницей.
В средневековом католическом богословии лимбом называлось место пребывания душ, не попавших в рай, ад или чистилище — тех, кто не заслужил ни вечных мук, ни спасения, например, некрещенных младенцев или умерших до пришествия Христа праведников. В «Лимбе» Даши Трофимовой пребывают оставленные вещи — уже выпавшие из человеческого обихода, но еще не преданные утилизации или переработке. Начало серии положили вещи из родного дома художницы в Павлодаре (Казахстан), брошенные во время эмиграции ее семьи в Россию. Продолжение разворачивается в пространствах бывших советских НИИ, временно сдаваемых в аренду, в частности под мастерские художников, однако обреченных при следующем повороте колеса сансары-джентрификации на снос для застройки элитного жилья. Таким образом, личная история с семейными вещами в главных ролях становится прототипом для коллективной, отразившей исторический момент хрупкого присутствия креативных кластеров на руинах научных институтов, прежде чем земля под ними примет новые формы жизни в ипотеку. Так представленные на выставке фотографии сняты в предназначенных для сноса институтах «Гиредмет» и НИИР «Фазотрон» в Москве.
В серии нет ностальгического настроения или модной стилизации под винтаж. Трофимова собирает вещи в неустойчивые на вид, нелепые и абсурдные, немного печальные, немного ироничные нагромождения, которые, кажется, рухнут сразу после съемки. У нее фотография служит не документом всегда уходящему, прошедшему моменту в духе Сюзан Сонтаг, а выступает средством инсценировки возможного пребывания вещей в пространстве и времени и новых связей между ними. Крупный формат фотографий представляет вещи в почти натуральную величину — накатанные на стоящие прямо на полу листы фанеры, они как будто переносят собранные художницей «коллажи» в само выставочное пространство. Это не руины бывших утопий, чрезвычайно востребованные предыдущими поколениями художников, работающих с медиумом фотографии, но именно спекулятивная документация актуальных процессов, в которых художницу интересует коллективная память — в том числе общая с людьми память этих чужих, найденных вещей.
ЕЛ