Группа «Хочешь»
Группа «Хочешь»
Город–Гараж. 2020
Видео. 12 мин. 8 сек.
Предоставлено художниками
Сделанный по всем правилам документальных фильмов об архитектуре «Город-гараж» рассказывает невероятную историю, начало которой приходится на советские 1920-е, а финал обращен в будущее. Повествование строится вокруг творческого пути нашей современницы, архитекторки Марины Крифариди, и питающем ее практику наследии «туапсинского авангарда», который предложил радикальный синтез идеи «Летающего города» (1928) Георгия Крутикова и вдохновленной развитием транспорта концепции дезурбанизма Михаила Охитовича (1929–1930). Соединив эти идеи, студентки ВХУТЕМАСа и ученицы Крутикова Елена Достова и Ирина Могильная спроектировали летающие дома-гаражи — свободно парящие в воздухе жилые ячейки, способные перемещаться в пространстве. Опередивший свое время утопический проект города-гаража Туапсе не был реализован, но обрел новую жизнь в 1960-е, когда развитие автопрома привело к стихийному росту гаражных кооперативов: Марина Крифариди превратила гаражи в танцевальные клубы и бары, кафе, рестораны и гостиницы. Вынужденная уйти в тень из-за репрессий, последовавших за Гаражным бунтом 1968 года, архитекторка вернулась в 1990-е, когда индивидуальное гаражное строительство захлестнуло Туапсе. Востребованная частными заказчиками новой России Крифариди основала архитектурную школу экстремальной урбанистики, которая, столкнувшись с новыми вызовами экологии, совершила очередную революцию, превращая Туапсе в город-сад, где на гаражах растут деревья и стоят парники.
В истории о выдающейся архитекторке, в 1999 году награжденной Притцкеровской премией, звучат голоса приглашенных экспертов, архитекторов и критиков, демонстрируются исторические документы и фотографии, чертежи и 3D-рендеры, так что изначально ведущийся на английском и озвученный в духе подпольного перевода рассказ может показаться вполне правдоподобным, тем более что кажущиеся фантастическими проекты Крутикова на самом деле существовали. Тем не менее через какое-то время можно обнаружить себя в пространстве выдумки, того, что Керри Лэмберт-Битти назы- вает парафикцией: «В отличие от хотя и основанных на фактах, но воображаемых миров исторической прозы, в парафикции реальные и/или воображаемые персонажи и истории переплетаются с миром, в котором мы живем»1. Фильм группы «Хочешь» соединяет «действительную» народную архитектуру юга России с «действительной» утопической архитектурой эпохи авангарда, остроумно вписывая вымышленных архитекторок в историко-архитектурные нарративы от модернизма 1920-х к неомодернизму 1960-х, современной джентрификации и экоархитектуре, лихо закручивая все вокруг гаражной мифологии, чрезвычайно актуальной и для Музея «Гараж».
ЕЛ
1. Лэмберт-Битти К. Выдумка: парафикция и правдоподобие. М.: V-A-C press & Артгид. 2019. С. 14–16.