En

Лекарство, код

 

Андрей Гурьянов и Антон Курышев
“No message” message. 2021

Звуковая инсталляция
Предоставлено художниками

Звуковая инсталляция Андрея Гурьянова и Антона Курышева представляет собой интервенцию в систему штатного аудиооповещения Музея «Гараж» — в Восточной галерее Музея, где проходит выставка, время от времени раздается сигнал, обычно предваряющий звуковое объявление, однако само объявление за ним не следует. Подобно теориям заговора вокруг 25-го кадра в кино и на телевидении, сигнал без послания как будто спекулирует вниманием посетителей или даже осуществляет тайное воздействие на психику. Но что здесь является произведением — сам сигнал или следующая за ним тишина? Возможно, при правильной настройке сознания воспринять нужно именно паузу между двумя повторяющимися сигналами в духе знаменитой композиции «4’ 33”» Джона Кейджа.

Предыдущие совместные звуковые работы Гурьянова и Курышева актуализировали специфику места. Так, в проекте Reminder (2016) в Электротеатре «Станиславский» записанные в фойе театра звуки, подобно эху, воспроизводились там же в случайном порядке, наполняя актуальный момент призраками прошлого, а в проекте «ГОСТ 111-35» (2018) препарированные динамики заставляли резонировать, дребезжать и звенеть остекление зимнего сада ДК ЗИЛ, построенного по проекту архитекторов-авангардистов братьев Весниных. Сигнал без сообщения, напротив, превращает Музей «Гараж» в то, что современная антропология называет «не-местом» (Марк Оже) — лишенное смысла, помимо сугубо утилитарного, транзитное пространство гипермодерна вроде торгового центра, аэропорта или метро. В подобных не-местах визуальная и звуковая экология постоянно нарушается вторжением ненужных сообщений, число которых за прошедший год многократно возросло за счет санитарных предупреждений. Все это не способствует психическому здоровью, но «тревожный» звуковой реди-мейд инсталляции Гурьянова и Курышева и должен производить терапевтический эффект: фиксируя сознанием собственную реакцию на предупреждающий сигнал, мы могли бы попытаться преодолеть ее автоматизм, осознать насилие внушаемой нам готовности/фрустрации и поставить барьер перед ними во внутреннем аудиоландшафте.

Почему прошивающая все пространство выставки звуковая работа локализована именно здесь? Дело в том, что первая встреча с ней не должна быть как-то обставлена — о том, что они столкнулись с произведением искусства, музейные посетители (редко трактуемые как слушатели) узнают потом. 

ЕЛ 

Поделиться