Алиса Смородина и Алена Шаповалова
Алиса Смородина и Алена Шаповалова
ТСД.Н (Тестирование способности к деантропоцентрации. Насекомое). 2021
Брошюры с тестовым заданием, девять парт и стульев, защитные экраны из оргстекла, школьная доска из стекла,
обеззараживающая лампа, очки для защиты от ультрафиолетовых лучей, черные коробки,
чашки Петри, банки из светлого и темного стекла, мед, этиловый спирт, муравьиный спирт,
пустые оотеки богомолов, пустые осиные гнезда, галлы, пробирки, держатели для пробирок, шариковые ручки.
Размеры варьируются.
Предоставлено художницами.
Проект «ТСД.Н» Алисы Смородиной и Алены Шаповаловой посвящен востребованной актуальным мировым контекстом теме нечеловеческих агентов. Посетителям выставки предлагается пройти тестирование на способность к деантропоцентрации: хотя бы на время отказаться от самодовольного осознания себя венцом творения или вершиной эволюции и примерить роль насекомого и прочувствовать уникальность дарованного природой каждому живому существу набора «талантов». Можно задуматься о радикально новой этике, предлагаемой сегодня постгуманизмом, — если прежде, начиная с «наказания» посредством реинкарнации в животных в восточных религиях и заканчивая ужасным «превращением» в насекомое в новелле Кафки, в утрате человеческого облика виделась страшная угроза, то теперь вызванная антропоценом экологическая катастрофа призывает задуматься о том, как мыслят леса или функционирует интернет животных.
Разработанный художницами тест предлагает представить себя муравьем-ткачом, осой или самцом клопа и найти решение поставленной задачи, попытаться расслышать, какие опасности подстерегают богомолов или термитов, а также проникнуться недоступными человеку способностями. Принципы эусоциальности у общественных насекомых, по мнению художниц, могли бы стать «донорами» для реорганизации нашего социального устройства, но, чтобы воспринять живой опыт других существ, человеку нужно абстрагироваться от антропоцентрического мышления. По словам Поля Б. Пресьядо, «подобно тому как вирус мутирует, если мы хотим сопротивляться подчинению, мы должны также мутировать».
Тестируемый, впрочем, может задаться вопросом, не слишком ли «человечны» составители и могут ли они выступать экспертами в деантропоцентрации. Работает ли с нечеловеческими агентами известная максима левых интеллектуалов «Не говорить за угнетенных, а дать им говорить за самих себя»? Насколько вообще предложенная художницами дисциплина классной комнаты, копирующая процедуры языковых тестов типа TOEFL или IELTS, совместима с постановкой нашего «человеческого» под вопрос. С другой стороны, для проведения спекулятивного тестирования проект «ТСД.Н» иронично воспроизводит работу инструментов миграционного и бюрократического контроля, однако мишенью его критики также, вероятно, могут быть принципы партиципативного искусства, которое Клер Бишоп назвала «искусственным адом» современных музеев.
ЕЛ