Борис Шершенков
Борис Шершенков
Camera Infinita. 2021
Акрил, металл, электроника.
Размеры варьируются.
Предоставлено художником.
Программирование: Полина Шершенкова
Camera Infinita продолжает серию проектов Бориса Шершенкова, посвященных применению методов естественно-научного анализа (из биохимии, микробиологии, экологии и биоакустики) к изучению технологической среды. В текущем исследовании художника интересует феномен формирования новых цифровых «организмов» по модели «первичного бульона» — гипотезы, согласно которой органическая жизнь стала результатом случайного соединения элементов в насыщенной ими активной среде. В качестве «первичного бульона» технологической реальности Шершенков рассматривает интернет и, в частности, такие его активные участки, как «Твиттер», который постоянно генерирует новый контент и аккумулирует большой объем данных. По мнению Шершенкова, среди массы собранных и «осевших на дно» данных взаимодействие проходит по законам, напоминающим биохимические, что может привести к появлению цифровых форм жизни — на это, по спекулятивному предположению художника, указывает схожесть эволюции природных организмов и технологий. Так, переход от механических устройств к электронным можно сравнить с появлением органических веществ из неорганических, а компьютеризация, появление кибернетики, робототехники, «интернета вещей» и искусственных нейросетей сопоставимо с развитием комплексов отдельных молекул в протоорганизмы. Проект Camera Infinita представляет собой пространство для наблюдения за развитием фрагмента «первичного бульона», а именно — локальных трендов в «Твиттере» — через специальный аппарат. В основе устройства лежит старейший оптический прибор для изучения окружающего мира — камера-обскура, с помощью которой постоянно изменяющаяся выборка данных создает подвижный световой поток. Однако, поскольку скорость движения информации превышает возможности человеческого зрения, художник предлагает дополнить зрительное «наблюдение» слуховым, позволяющим различать стремительную смену событий. Камера-обскура представляет важный для художника концептуальный образ изобретения, ставшего для своей эпохи не только техническим устройством, но и частью системы организации знания и наблюдающего субъекта. Помещая зрителя в изолированную звуковую среду шестиугольной Camera Infinita, Шершенков, по его словами, стремится воспроизвести образ «первого наблюдателя», столкнувшегося с принципиально новым способом восприятия повседневной реальности и формирования знания о неизведанном, похожего на опыт, пережитый ранними пользователями камеры-обскуры — «непринужденными обитателями темноты, случайными свидетелями, не имеющими отношения к машинерии репрезентации» (Джонатан Крэри).
ЕС