Ася Володина
Ася Володина
Венеция рыб. 2021
Дерево, металл, ткань, модули Arduino, Raspberry Pi, зеркала, пластиковые ленты.
115×350×160 см
Предоставлено художницей.
После наводнения в Венеции в 2019 году, вызванного глобальным потеплением, благотворительная организация Factum Foundation инициировала проект по созданию цифровой копии Венеции, чтобы в случае полного ухода города под воду с его архитектурой и дальше могли знакомиться люди, а возможно, — не в столь отдаленном будущем — и искусственный интеллект. В фокусе внимания гейм-дизайнера и художницы Аси Володиной — Венеция, увиденная нечеловеческими агентами, в данном случае рыбами.
«Венеция рыб» задумана как «подстольная» игра, ее участники ложатся под игровое поле, напоминающее рыбий пузырь (лат. vesica piscis) — фигуру, не раз становившуюся предметом мистических спекуляций в сакральной геометрии, масонстве и христианстве. «Венеция рыб» посвящена туризму катастроф, однако импульсом для создания работы стал не столько экологический алармизм, сколько опыт переживания поэтического хаоса. Со стороны природы выступило наводнение (Ася Володина посетила Венецию в момент сильнейшего затопления), со стороны культуры — иммерсивная инсталляция «Глубокое синее море окружает тебя» французской художницы Лор Пруво, представленная в Павильоне Франции на 58-й Венецианской биеннале.
Описывая собственную работу, Володина цитирует «Набережную неисцелимых» Иосифа Бродского: «Медленное движение лодки сквозь ночь напоминало проход связной мысли сквозь бессознательное». Здесь в один ряд с бессознательным становится и поэтический хаос, и творческая энергия природы (пускай зачастую и представляющая угрозу всему слишком человеческому).
Правила игры подразумевают особую зрительскую «хореографию»: участникам предлагается примерить роль рыб, осматривающих подводные достопримечательности, и отказаться от вертикального положения в пространстве. По этой причине «Венецию рыб» Аси Володиной (как и соседствующую с ней работу Федоры Акимовой) можно рассматривать как критику антропоцентризма. Так, в беседе с еще одной участницей выставки Дашей Юрийчук, представляющей объединение «Кафе-мороженое», критик Егор Софронов указывает на то, что «постгуманистическая и материалистическая критика антропоцентризма» воплощается «через вещественность пленок и оболочек — то есть матричных и феминных деконструкций фаллоса как прямостоящего каркаса... через пространственные образы горизонтальности».
ЯВ