«Проект «Садоводство-Дружба» исследует земледельческие практики советских и российских женщин и роль этих практик в истории женского самовыражения, творчества и независимости.
Овощи и фрукты, выращенные на приусадебных участках, сулили людям автономию в авторитарном государстве, а работа в саду или на огороде способствовала возникновению замысловатых структур взаимопомощи, которые позволяли соседям обмениваться немногочисленными инструментами, рабочей силой и продуктами питания. Как и многие другие женские практики советской эпохи, садоводство в значительной степени игнорировалось культурой и не являлось предметом художественных изысканий. Данный проект рассматривает практику женского садоводства через призму ее взаимосвязи с темами государства, тела, женскости, связи женщин с землей и дружбы как альтернативной экономической силы.
Отправной точкой исследования стала история садового участка в кооперативе «Дружба», на котором тридцать лет трудились моя прабабушка Клавдия, ее дочь Марина, моя бабушка, a позже и ее дочь, моя мама Татьяна. Участок был выдан женщинам в 1960-е, через несколько лет после возвращения Клавдии и Марины из Акмолинского лагеря жен изменников родины (А.Л.Ж.И.Р.). Кооператив располагался в Челябинской области, на границе с большим лесным массивом, в котором укрывалось бесчисленное множество советских ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований) — центров разработки ядерного оружия. Здесь история садоводства разворачивалась параллельно с холодной войной, но существовала вне официального нарратива, синхронизируясь с лунными циклами, растениями и судьбами женщин-садоводов. Участок был обустроен с помощью других женщин — бывших заключенных А.Л.Ж.И.Р.а, став местом, в котором прорабатывалась общая травма, а вновь обретенная свобода наполнялась смыслом через взаимодействие с землей. Поскольку садоводство также служило основным источником пропитания, благополучие семей и соседей напрямую зависело от взаимовыручки и, в буквальном смысле, дружбы. Исследуя личную историю, я также рассматриваю свой проект как рассказ о моделях альтернативных экономических систем, основанных на дружбе, сотрудничестве и взаимной поддержке». — Ольга Гротова.
В 2021–2022 годах Ольга Гротова посетит различные садоводства, основанные женщинами и не замеченные большой историей или стертые из публичной памяти. Разбросанные по территории России и бывшего СССР — от Якутии и Казахстана до Западной Украины, они хранят уникальные истории и вдохновляющие примеры стойкости и сопротивления. Художница планирует собрать утраченные истории этих садоводств и выявить связи между властью, общей памятью и политизированием забвения. Тем самым она хочет помочь знаниям уходящих поколений женщин обрести место в современности.
Найденные материалы художница планирует объединить с помощью поэтических текстов, живописи и видео. Особый интерес Ольги Гротовой связан с изучением почвы как документа времени: она считает, что копание в земле, удаление из нее сорняков и камней сродни стиранию и переписыванию личной истории. В своей живописи Гротова комбинирует многочисленные наслоения натуральных пигментов, рисунков и отпечатков растений, сделанных техникой бескамерной фотографии. Этот процесс символически связан с ежедневными практиками ее бабушки и прабабушки: перекапывая почву и сажая семена они будто перерабатывали нарративы своего прошлого — возможно, понемногу избавляясь от его бремени.
Статус: в процессе
Автор проекта: Ольга Гротова