Аудиопроект «Садоводство “Дружба”» Ольги Гротовой

Посетители проекта «Тишина» смогут дополнить свой опыт посещения прослушиванием аудиоработы российско-британской художницы, которая исследовала истории женщин из разных уголков России и бывших Советских Республик через призму садоводческих практик.

Аудиоверсия проекта «Садоводство “Дружба”» является адаптацией поэтического текста художницы, созданного в ходе ее исследовательского проекта в рамках программы «Полевые исследования» Музея современного искусства «Гараж» для публичной программы проекта «Тишина».

О художнице

Ольга Гротова (род. 1986, Челябинск) — художница. Окончила Королевский колледж искусств (магистр живописи; Лондон, 2016). Участница образовательной программы Syllabus VI Центра искусств Wysing (Кембридж) и резиденции PRAKSIS (Осло, 2019). В 2018 году в галерее Centrala (Бирмингем) открылась персональная выставка Debris on a Luminous Plain. Избранные групповые выставки: «Our Grandmothers' Gardens, Rencontres d'Arles» (2022), «Blue.Seventeen: Ольга Гротова, Ника Неелова и Елена Попова» (галерея Osnova, Москва, 2017), XVII. The Age of Nymphs (Mimosa House, Лондон, 2017), «Пятая волна» (Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва, 2021). Лауреат премий Space Artist Award (2021) и DYCP Award (2021). В 2022 году была отмечена специальным призом Louis Roederer Discovery Award. Живет и работает в Лондоне.


Расшифровка

Дорогие друзья, меня зовут Ольга Гротова. Вы слушаете аудиоверсию проекта «Садоводство “Дружба”», созданного в рамках программы «Полевые исследования» Музея «Гараж». Это исследование началось с поиска сада, который принадлежал моей бабушке и прабабушке на протяжении трех десятилетий — с момента их возвращения из Акмолинского лагеря жен изменников родины и вплоть до распада СССР. В этом исследовании я соприкасалась с историями женщин из разных уголков России и бывших советских республик. Я считаю, что садоводство было и остается жизненно важным для женского самовыражения и независимости. Я восхищаюсь трудом женщин-садоводов и посвящаю им этот проект.

Текст был написан на английском языке, и я очень рада представить его вам на русском специально для проекта «Тишина». Приятного прослушивания!

Ольга Гротова
Садоводство «Дружба»

5 марта, 1953
Убывающая луна

Участок 1267 пуст, начисто выскоблен, как матка. Бурая каменистая земля вывернута наружу тракторами и спит, укрытая девственно белым снегом. Снег запорашивает глубокие борозды, заполняет их пушистой белизной.

В Москве женщины несут гвоздики к телу, лежащему среди цветущей зелени, как фавн, но цветы неспособны заглушить вонь.

25 февраля, 1956
Растущая луна

Мать и дочь возвращаются на Урал,

Если можно назвать возвращением, когда

Тело выбрасывают из машины на обочину,

Дверь захлопывается, шины скрипят,

Парни уезжают.

Клавдия и Марина получают участок в садовом кооперативе «Дружба» при Челябинском металлургическом заводе.

12 апреля, 1961
Убывающая луна

Женщины склоняются к земле

И делают лунки пальцами.

Марина говорит маме Клаве:

«Нас называют врагами народа,

Мы ненавистны и призираемы,

Вспаханы, как поля,

И вырваны с грядок,

Как сорняки и паразиты.

Но сейчас наши пальцы

делают лунки в земле

И сажают наши семена.

Помидоры.

Огурцы.

Морковь.

Малину.

Яблоки и

Кабачки.

А когда придет время,

Мы их законсервируем

И сварим мед

Из диких одуванчиков».

12 августа 1961
Растущая луна

Большинство участков в садоводстве «Дружба» уже огорожены, и сад Марины и Клавдии зияет, как щель между зубами. В детстве Марина часто видела в лагере беззубых женщин и представляла, что в степи есть такое место, где все их зубы свалены в огромную кучу, как речная галька. Когда и она сама заболела цингой, ее собственные зубы обмякли и зашатались во рту, как двери на прогнивших петлицах.

27 марта 1968
Убывающая луна

Овощехранилище расположено у входа в кооператив, за воротами с разноцветными буквами «Дружба».

Рядом с хранилищем есть общий сарай, в котором Клавдия держит кур и кроликов. В сарае темно и пахнет навозом, который плотно устилает земляной пол, запах мужчины. Клетки стучат друг о друга, но животные не издают и писка. Женщинам знакома эта тишина, которая наступает с приходом охранников.

21 августа 1968
Убывающая луна

Летом Марина и Клавдия приносят на участок цинковую ванну и ставят ее у цветочной клумбы. В ванной накапливается дождевая вода для полива гладиолусов, которые женщины пойдут продавать на рынок перед первым сентября.

После обеда вода в ванной прогревается и зацветает. Женщины снимают зеленую пленку с поверхности и наконец могут искупаться; летом в домах отключают горячую воду.

После купания Марина достает пробку и смотрит, как вода вытекает на грядку: «Какая странная вещь эта ванна, — думает она, глядя на бегущие по земле струи, — громоздкая емкость, которая не дает дождю падать прямо на землю. Вот и со мной та же история, мое тело не дает времени свободно течь, а постоянно преграждает ему путь, запутывает его, как волосы вокруг зубьев гребня».

16 июля 1969
Растущая луна

У Марины появилась дочка. Она как петелька, которая навсегда пристегивает ее к земле и к их саду, в котором яблони уже заслоняют луну. Луна всегда в небе, а по ночам ее свет вливается в маринины глаза, которые висят, как ведра на коромысле; она на календаре, вырезанном из газеты, и когда Марина стрижет ногти, в раковину одним за другим падают тонкие полумесяцы. «Луна, она у всех общая, — шепчет Марина ребенку, — хотя бы ее точно никто не сможет у нас отобрать».

11 сентября 1971
Последняя четверть

По вечерам Марина раздвигает пальцы рук и ног и обнаруживает садовую землю в складках и морщинках кожи. Земля заполняет маленькие трещины и делает их заметными, исчерчивая ее тело тонкими расходящимися линиями. Глядя на эти замысловатые пути, она думает про их собственный, с Урала в Казахстан и обратно, по рельсам которого передвигают трактора, танки, заключенных, пшено и уголь.

Ей нравится момент удивления, когда, раздвинув пальцы ног, она находит там комочек земли, малюсенькую грядку в своем теле. «Какие-то вещи неизменны, — приговаривает она. — Как мое тело, которое все норовит сделаться садом во что бы то ни стало».

10 ноября 1982
Убывающая луна

Женщины хранят в саду множество вещей: старую поломанную мебель, инструменты, покрытые ржавчиной и паутиной, бесчисленное количество тазиков, которые накапливаются в парнике, как ракушки. И если даже им нужно что-то срезать, спилить засохшую ветку или вырвать сорняки, то они складывают их в компостную яму и ждут, пока все не превратится в удобрение. И таким образом они продолжают хранить все отмершее, больное, неудачное, стыдное, грустное и уродливое — все то, что никому больше не нужно или не считается полезным.

26 апреля 1986
Убывающая луна

В саду зацветают пионы,

и Марине кажется, что небо

Сияет особенно ярко,

как эмалированный тазик,

очищенный от следов и происшествий.

19 августа 1991
Растущая луна

Сады добреют с годами.

Деревья нежно отдают свои плоды,

Клубника дремлет в теплице,

Кусты малины не колют,

Но гладят кожу ароматом ягод,

Красных и желтых.

Наступает время добра, время заботы.

Луковицы гладиолусов окрепли

И подарили много цветов

матери среди матерей.

В семье уже три мамы,

Двое малышей.

Сидят в старой ванной,

Наполненной водой из облаков.

Благоухающий сад,

Наш нежный сад,

И в темноте

Даже кролики блаженно

Поют в своих клетках.

Галерея