Ретроспектива крупнейшего американского режиссера экспериментального кино — впервые в России.
Кто такой Джеймс Беннинг? Документалист? Безусловно. Все семьдесят с лишним его фильмов (треть из которых — полнометражные) формально относятся к неигровому кино — при всем разнообразии методов. Даже если Беннинг привлекает — как в «Самоубийстве в пейзаже» — актеров для имперсонации упоминаемых реальных лиц; даже если снимает — как в совместной с Бёртом Барром «О, Панаме» — звездного Уиллема Дефо.
Художник? Разумеется. Все его работы равно принадлежат и кинематографу, и современному искусству; музейные пространства — абсолютно своя среда для фильмов Беннинга; и инсталляции он создает с конца 1970-х годов.
Минималист и структуралист? Еще какой. Повествовательное, нарративное кино — то, чем Беннинг никогда не грешил; его фильмы часто строятся на долгих планах, всматривании в ландшафт, бессюжетном статичном наблюдении и продолжают эксперименты, начатые в 1960-е авангардистским движением структурного кино, изобретают другой киноязык.
Философ? Конечно. Его визуальные практики восходят к трудам Генри Дэвида Торо. Искусство Беннинга — многотомный эпос осмысления связей между историей и природой, искусственными и естественными ландшафтами, частным и вечным.
Документалист, художник, авангардист, философ, а еще — икона независимого кино, педагог, поэт. Каждое определение подходит — и ни одно не исчерпывает титаническую фигуру Беннинга.
Ретроспектива в рамках фестиваля «Амфест» — первая ретроспектива Беннинга в России. Она охватывает, насколько это возможно, разные десятилетия (часть ранних фильмов, снятых на 16-миллиметровую пленку, с которой Беннинг работал вплоть до «Рура», сам автор сегодня в кино не показывает). Не огромна, но охватить «всего Беннинга» невозможно. Семь избранных картин уже требуют немалой концентрации зрительского внимания — но и обещают немалую духовную отдачу.