В рамках ежегодной рубрики Close-up Московского международного фестиваля экспериментального кино MIEFF в России будут впервые показаны работы американского киноавангардиста Натаниэля Дорски.
Фильмы Дорски на 16-мм пленке по своей природе сопротивляются инерции современного мира с повсеместной цифровизацией, растущим темпом жизни и эпидемиями. Его немые коллажи, тщательно смонтированные по особому «поливалентному» принципу, можно увидеть только с помощью пленочного проектора c мощной ксеноновой лампой, который может работать на бесшумной скорости 18 кадров в секунду. Такая требовательность к условиям показа не случайна. В книге «Кино таинства» Дорски излагает свою философию кино и пишет о способности фильма влиять на метаболизм зрителя и его здоровье. Любое настоящее искусство, будь то музыка Моцарта или фильмы Росселлини, обладает алхимическим свойством преображения души и работает скорее как чистая энергия, а не как набор символов или повествование. Но для раскрытия этого свойства необходима крайняя деликатность. Дорски находит ее в гуманизме особого рода — в уподоблении фильма человеку и наделении его соответствующими качествами: нежностью, любопытством, страхами, умиротворением, чувством вхождения в мир или ухода из него, мягкостью или изменчивостью. Лишь безмолвие, гуманный свет целлулоидной проекции и замедленная скорость, позволяющая увидеть неуловимое, способны обеспечить интимный союз между зрителем и экраном, превращая изображения в чистую энергию исцеления.
В XXI веке показы фильмов Дорски стали уникальными визуальными перформансами, похожими на опыт созерцания подлинников произведений искусства, а не репродукций. По желанию самого автора двухчастная программа включает в себя его недавние работы, снятые за последние шесть лет. Среди них — фильм-посвящение писательнице и вдове прославленного киноавангардиста Стэна Брекиджа Джейн Уоденинг, фильм-рефлексия о собственном здоровье, а также фильмы, снятые во время локдауна.
Куратор программы: Дмитрий Фролов.