Обзор изданий о советском и российском кинетизме

Материал подготовили Ильмира Болотян, Марьяна Карышева, Валерий Леденёв и Мария Литовченко.

В первой части книжного обзор о кинетическом искусстве были представлены книги о зарубежных представителях направления. Во второй его части сотрудники научного отдела Музея «Гараж» рассказывают об изданиях, посвященных истории кинетизма в СССР и России.

Вячеслав Колейчук «Кинетизм»

Галарт, 1994

«Кинетическое искусство, кинетизм — вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, причем не просто физического перемещения объекта, но любого его изменения, трансформации — любой формы “жизни” произведения в то время, как его созерцает зритель», — таким емким, прозрачным и не лишенным изящества определением кинетического искусства открывает свою книгу исследователь, художник и участник группы «Мир» Вячеслав Колейчук (1941–2018).

Книга Колейчука, изданная в 1994 году, остается едва ли не единственной публикацией на русском языке, дающей исчерпывающий обзор кинетического искусства в СССР и за его пределами. Колейчук начинает с русских конструктивистов и легендарной выставки Обмоху (Общества молодых художников) 1921 года (он же воссоздал ее экспозицию для Государственной Третьяковской галереи в 2006 году), продолжает мобилями Александра Колдера, описывает эксперименты Жана Тэнгли, Бриджит Райли, Хесуса Рафаэля Сото, Хулио Ле Парка. Наиболее близок автору метод анализа путем «раскрытия формальных механизмов в особо излюбленных художниками-кинетистами композициях»: использования зеркальных поверхностей, создания иллюзии движения за счет графических линеарных структур, идеи соучастия зрителя в изменениях пространственной структуры объектов. В изложении материала Колейчук не придерживается хронологии, но привлекает широкий спектр источников, цитируя литературу, которой руководствовались интересующие его художники, и демонстрируя широкую эрудицию и знание предмета.

Книгу завершают главы о советских кинетических группах «Движение», «Арго», «Мир», светомузыкальных экспериментах казанского объединения «Прометей», а также о латвийских художниках («рижской группе» в составе Артурса Ринькиса и других), работы многих из которых представлены на выставке в «Гараже».

Вячеслав Колейчук не дожил нескольких недель до открытия своей кинетической установки «Атом» — одного из самых знаменитый проектов кинетизма в истории российского искусства, созданного в 1968 году. Реконструированную инсталляцию «Атом» можно будет увидеть на площади Искусств перед Музеем «Гараж» с 6 мая по 28 августа. В. Л.

«Динамическая и кинетическая форма в дизайне. Методические материалы»

Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, 1989

Материалы сборника, подготовленного Вячеславом Колейчуком, Александром Лаврентьевым, Селимом Хан-Магомедовым и Ириной Рачеевой, посвящены художественным приемам проектирования мобильных объектов. Во введении Колейчук отмечает, что вопросам динамической формы уделяли пристальное внимание еще художники авангарда (Владимир Татлин, Алексей Ган, Наум Габо, Густав Клуцис, Александр Родченко и другие), и эта линия проходит через всю историю советского искусства. Элементы кинетической формы постепенно проникали в дизайн, декоративно-прикладное искусство, световую архитектуру, выставочные залы, быт. Игнорирование художественных аспектов кинетических форм приводило к эстетическим «провалам» вроде радиолы «Гамма», созданной без участия профессиональных дизайнеров, поэтому светомузыка в ней сводилась просто «к миганию трех лампочек разного цвета в такт музыке».

Авторы выделяют две волны увлечения художников идеями кинетической формы. Первая волна (1920–1930-е) связана с разработкой новых стилевых направлений в творчестве художников-футуристов, кубистов и конструктивистов. Вторая (1950–1960-е) — реализация и проникновение опыта, накопленного художниками предыдущих поколений, в область световой архитектуры, декоративно-прикладного искусства, выставочного дизайна.

На примере более двух сотен проектов, моделей и рисунков в книге демонстрируются принципы динамического и кинетического формообразования. Глава «Движение как образ» начинается с анализа репрезентации движения в европейской культуре и стереотипов, связанных с ним («движение» как изображение стрелы, бумеранга, скачущей лошади), а завершается экспериментальным моделированием (мобили Колдера, терменвокс Термена, светодинамическая башня Шефнера, работы самого Колейчука и других советских инженеров и художников). Заключительный раздел книги, «Авторские концепции динамической и кинетической формы», по сути является описанием выставок и работ участников коллектива «Движение». Помимо известных имен упоминаются и ныне забытые, например, Борис Стучебрюков. Он делал свои объекты, ориентируясь на упругость материалов и многослойность. Его «Трансформируемая ткань из лезвий» (1985) могла трансформироваться в цилиндр, купол, конус.

Хотя этот сборник рассчитан скорее на специалистов (дизайнеров, архитекторов, скульпторов, искусствоведов), другие читатели найдут в нем для себя достаточно увлекательных вещей. Они узнают, почему форма ручки «Паркер» стала легендарной и зачем на одной их первых любительских фотокамер были горизонтальные металлические полоски; как американские дизайнеры разрушали стереотипы европейской фарфоровой посуды и во что трансформировались карманы советской «универсальной куртки». И. Б.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

 

«Прометей. Демоверсия. Эксперимент обещает стать искусством»

АНО «Центр междисциплинарных исследований в современном искусстве», Казань: СКБ «Прометей», 2017

Студенческое конструкторское бюро «Прометей» было основано в Казани в оттепельном 1962 году, и его учредители были поначалу увлечены одной общей идеей — возможностью постановки музыкальной поэмы Александра Скрябина «Прометей». Из студенческой инициативы бюро впоследствии превратилось в полноценный научно-исследовательский институт, объединивший ученых, инженеров, художников, философов и музыкантов. За время своего существования НИИ сделал Казань центром советских междисциплинарных проектов на границе искусства, науки и технологий. Результаты его работы — это и «установки» (светомузыкальные аппараты), и театральные постановки, фильмы, конференции и эксперименты в области видеоарта под руководством бессменного руководителя бюро Булата Галеева.

Выставка, посвященная бюро «Прометей», прошла в Москве в 2017 году. В каталог проекта вошли рассказ об истории института, проиллюстрированный множеством архивных фотографий, виды экспозиции и статьи Булата Галеева, Вячеслава Колейчука, кураторов Бориса Клюшникова и Ольга Шишко, специалиста по истории российского видеоарта Антонио Джеузы и другие. М.К.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

«Время движения»

Галерея Artstory, 2014

Выставка, прошедшая в московской галерее Artstory в 2014 году, объединила работы 12 участников группы «Движение», в том числе Франциско Инфанте-Араны, Льва Нусберга, Риммы Сапгир-Заневской, Владимира Акулинина (все они представлены на выставке «Трансатлантическая альтернатива» в Музее «Гараж»), Наталии Прокуратовой и других.

В своей статье для каталога арт-критик и преподаватель Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Сергей Хачатуров отмечает, что «сегодняшнее восприятие искусства “Движения” проблематично потому, что многие идеи художников Заневской, Григорьева, Инфанте, Колейчука, Нусберга апроприированы культурой уличного дизайна и массовых празднеств, стали частью entertainment» и что «высокотехнологичный дизайн, заставляющий вспомнить об иллюзионистических экспериментах полувековой давности, все-таки антагонист творчеству знаменитых мастеров неофициального искусства… прежде всего потому, что все эксперименты участников группы “Движение” создавались не развлечения ради, а были некой практической философией на тему сущности искусства, соотношения его с природой, технологиями и человеком».

Издание обильно проиллюстрированно: помимо репродукций работ в нем воспроизведены материалы из фотоархива коллектива «Движение» 1960–1970-х и Манифест русских кинетов 1966 года — ключевой «установочный документы» этого объединения художников. В. Л.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

 

 

Франциско Инфанте, Нонна Горюнова «Каталог-альбом артефактов ретроспективной выставки в Московском музее современного искусства»

ГЦСИ, 2006

Это 500-страничное издание увеличенного формата — каталог ретроспективной выставки Франциско Инфанте-Араны и Нонны Горюновой, прошедшей в Московском музее современного искусства в 2006 году. Понятие артефакта, разработанное Инфанте, вынесено в название книги и частично раскрыто в опубликованной в каталоге статье поэта и теоретика искусства Всеволода Некрасова, отмечавшего, что «зеркальный артефакт в пейзаже — все-таки самая классическая, концентрированная форма творчества Инфанте, эмблема. Наглядное, очевидное единение техники с природой, конструкции с интуицией, эмоционального с самым-самым технологичным». Читателям также предлагается ознакомиться с ключевым текстом Франциско Инфанте «О своей концепции артефакта».

В издании также вошли стихи Некрасова, посвященные художнику, статья Николетты Мислер и Джона Боулта и интервью с Инфанте, взятое в 2002 году Евгенией Кикодзе. Среди работ, представленных в каталоге, — знаменитые «Спирали» («Спираль бесконечности», 1963, «Динамические спирали», 1964), работы по росписи фарфора и «артефакты» разных лет. М. Л.

Nussberg 1961–1979

Galerie Karin Fesel, 1979

Каталог выставки одного из лидеров коллектива «Движение» Льва Нусберга, прошедшей в 1979 году и Висбадене поступил из архива Леонида Талочкина, хранящегося в Музее «Гараж», и, согласно дарственной надписи, был лично отправлен художником коллекционеру Леониду Талочкину и искусствоведу Татьяне Вендельштейн. В каталоге воспроизведены работы 1961–1979 года, вступительную статью к нему написал Фридрих В. Хекманнс, сравнивший работы советских художников-кинетистов с произведениями художников русского авангарда. Сам каталог испещрен автографами и комментариями Нусберга, что делает этот экземпляр особенно ценным.

Рядом с картиной «Памяти Малевича» (1961), репродуцированной в черно-белом варианте, Нусберг пишет, что «[изображенный на ней] квадрат, конечно, ярко-красный — совсем à la Malevich сделал!». Надпись рядом картиной «Платиновая волна в абстрактном ландшафте» (1961) гласит: «Я люблю эту работу (хотя она из ученического этапа моего; да и слишком перекраснена здесь [в каталоге])». «Так я “иллюстрировал” как бы музыку», — сообщает автограф возле рисунка «Изобретение» (1962). В. Л.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

Поделиться