К выставке Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» научный отдел Музея «Гараж» составил подборку литературы о творчестве Мураками и японском современном искусстве в целом.
Обзор изданий к выставке Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»
Материал подготовили Ильмира Болотян, Марьяна Карышева, Мария Литовченко и Мария Шматко
Двойная перспектива. Современное искусство Японии
Московский музей современного искусства, 2012
Это издание — каталог прошедшей в Московском музее современного искусства в 2012 году выставки, на которой были показаны произведения 31 автора разных поколений. Для кураторов «Двойной перспективы», Кэндзиро Хосаки и Елены Яичниковой, было важно по-новому представить японскую культуру и разрушить стереотипы. Само название выставки — «Двойная перспектива» — предлагает особый взгляд на мир, в котором существуют два полюса, две стороны вещей и явлений. В качестве ключевых для проекта выбраны две пары понятий: «реальный мир / повседневность» и «воображаемый мир / фантазии», — полярных терминов, на которых основывается искусство. На две части разделен и сам каталог.
В раздел «Воображаемый мир» вошли работы, обращающиеся к «традиционным» японскими мотивами. Среди них — манги Макото Айды; макеты буддийских храмов Такахиро Ивасаки, сделанные из предметов повседневного быта; рисунки Ямагути Акира, выполненные в самобытном японском стиле ямато-э. Здесь же представлены и критические работы, к примеру, одно из ранних произведений Такаси Мураками «Полиритм», которое сейчас можно увидеть на выставке «Будет ласковый дождь» в Музее «Гараж», — панель из неокрашенного стекловолокна с закрепленными на ней фигурками американских пехотинцев.
По словам Кэндзиро Хосаки, после трагических событий, пережитых Японией в ХХ — начале XXI века, «люди, особенно молодежь, начали искать надежную реальность (то есть их обычная реальность воспринималась как ненадежная)». Зачастую выход находился в виртуальных играх и других медиа. Тем интереснее узнать, какого рода политическое — работающее с реальностью — искусство существует в Японии.
В разделе «Реальный мир» представлены работы Ёсинори Нивы, который создает их только за границей, — это не столько критический анализ контекста, сколько абсурдные ситуации, нарушающие привычные стереотипы восприятия. В «Бессмысленной групповой фотографии с участием 76 человек» (2009) он делает групповой портрет случайных прохожих в Торонто, а в «Трансформации лужи А в лужу В» (2004) переносит воду во рту из одной лужи в другую, находящихся по разные стороны разрушенной Берлинской стены.
Группа Chim↑Pom обращается к социально-политическим вопросам, волнующим японское общество. Так, в 2009 году группа запустила в небо Хиросимы самолет, который оставил в небе надпись «Бах!», а в 2011 сняла серию видео в районе АЭС «Фукусима-1».
Также в каталог вошли статьи об искусстве Японии, опубликованные в разное время во влиятельном искусствоведческом журнале «Бидзюцутэтё», издающемся в с 1948 года. И. Б.
Takashi Murakami. The Octopus Eats Its Own Leg
Skira Rizzoli Publications, Inc. 2017
«Осьминог, пожирающий собственную ногу» — персонаж из вселенной Такаси Мураками, созданный к одноименной выставке в Музее современного искусства Чикаго в 2017 году. Название отражает концепцию проекта, а осьминог, занятый поеданием себя, как поясняет сокуратор проекта Майкл Дарлинг, — это метафора современной Японии, затрачивающей невероятные усилия в попытках вписаться в современный вестернизированный мир и тем самым «приносящей саму себя в жертву». Кроме того, Мураками, предложивший подобное название, иронизирует над самим собой. В родной стране, по словам Дарлинга, его искусство воспринимается критически, и для художника подобная ирония выглядит вполне уместным в этой ситуации жестом самодистанцирования.
«Выражаясь языком биологии, осьминог осуществляет акт самоканнибализации в ситуации стресса, нередко под действием вирусов или бактерий. Но щупальце регенерирует, и жизнь пойдет своем чередом», — подытоживает он. «В типичной для Мураками манере мы обратились к старинному японскому фольклору, — комментирует Дарлинг замысел чикагского проекта, — как средству рассказать о Японии современной и урбанизированной, а также о современной живописи, <…> которой занимается художник уже более трех десятилетий».
Дарлинг проводит многочисленные эстетические параллели, сравнивая работы Мураками с произведениями Ансельма Кифера, Ива Кляйна и художников так называемого поколения выставки «Картинки», в частности Роберта Лонго. Другие каталожные эссе прослеживают творчество Мураками в контексте современной популярной культуры, традиционных и современных практик японского искусства. Статья Акиры Мизуты Липпита посвящена текстам самого Мураками и его концепции суперплоского, согласно которой в современной культуре «все различия между высоким и низким, новым и старым, оригинальным и вторичным сжаты до поверхностного блеска, присущего современному обществу». В. Л.
Takashi Murakami: Enso
Perrotin, 2015
Энсо — каллиграфический символ в виде окружности, обозначающий в дзенской традиции просветление, Вселенную, ничто. В последние годы этот символ стал одним из самых частых мотивов в работах Такаси Мураками, и в 2015 году в Токио состоялась выставка, на которой художник представил свою интерпретацию этого знака. Минимализм его энсо может немного разочаровать или, наоборот, стать сюрпризом для тех, кто привык ассоциировать Мураками с яркой — многослойной и многофигурной — живописью.
«Кисть художника должна жить своей жизнью и двигаться без “жадности и желания”», — пишет Мураками в предисловии к изданию. И, как художник подчеркивает далее, ему удалось достаточно близко подойти к подобному состоянию, что позволило создать корпус этих работ.
Помимо энсо Мураками интересует история дзен-буддизма в целом, а особенно — фигура Дарумы (Бодхидхармы), одного из основателей этого религиозного учения. В серии работ, изображающих отрубленную руку, Мураками обращается к истории монаха Эки, которую тот в знак признания преподнес Даруме как своеобразную жертву и подтверждение своего намерения пройти все испытания, необходимые для изучения дзен.
В каталоге опубликована статья Мари Хасимото, в которой подробно рассказывается об истории дзен-буддизма, его становлении в Китае и Японии и его связи с энсо — начиная с мифа о лотосе и заканчивая влиянием философии дзен на бит-поколение и современное сознание. М. Л.
Murakami Versailles
Editions Zavier Barral, 2010
Версальский дворец регулярно принимает в своих стенах выставки современных художников, и в 2010 году эта честь выпала Такаси Мураками, перехватившему эстафету у Джеффа Кунса и Ксавье Вейана, чьи работы экспонировались в Версале в 2008 и 2009 году соответственно. Альбом Murakami Versailles включает в себя подробную документацию версальского проекта — от подготовительных эскизов некоторых работ до фотографий произведений in situ.
Книгу открывает панорамное изображение туманного Версальского парка, посреди которого блестит фигура золотого Будды, чья непропорциональность усиливается за счет строгой геометрии аллей. В сопроводительном интервью с арт-критиком Филиппом Даженом Мураками рассказывает о своем долгом переосмыслении поп-арта, о влиянии на его творчество послевоенной японской культуры вообще и о своей потребности в творчестве Джексона Поллока в частности. Однако гораздо интереснее в этой книге не тексты, а фотографии: сочетание скульптур Мураками и интерьеров Версальского дворца становятся отправной точкой для головокружительного интеллектуального приключения.
Фотографии работ Мураками с недоступных зрителю ракурсов, сделанные Седриком Дельсо, становятся самостоятельным художественным приемом. Улыбающиеся цветы Мураками отражаются в позолоте барочной лепнины; Кайкай и Кики продолжают ряд бронзовых римских портретов; а стилизованный под героя манги голый король с микрофоном в руке кажется частью живописного батальной сцены, на фоне которой он установлен. М. Ш.
Takashi in Superflat Wonderland
PLATEAU, 2013
Каталог выставки Такаси Мураками, прошедшей в 2013 году в Сеуле, кроме полной фотосъемки экспозиции содержит три сопроводительных текста. Автор первого, куратор выставки Ан Соён, пишет о снисходительном отношении западного искусства к не-западному, а также о все нарастающем желании многих художников, в том числе Мураками, изменить status quo. Соён изучает мир и мифологию Мураками, их истоки, пути развития и основных героев, находя в них точки пересечения с западной культурой, в том числе с «бессмыслицей» кэрролловской «Алисы в Стране чудес», прямой отсылкой к которой является название выставки. Ан Соён анализирует предложенное Мураками понятие «суперплоскость», его происхождение и трансформацию в творчестве художника. Второй текст —интервью Такаси Мураками Ан Соён, в котором более углубленно обсуждаются темы, рассмотренные куратором в ее статье.
Третий текст принадлежит художественному критику Чунгву Ли и посвящен подробному исследованию двух персонажей Мураками: Мистера ДОБа и Мисс Ко2, — связям Мураками с японской отаку-культурой, западным постмодернизмом и Великим восточно-японским землетрясением 2011 года, повлекшим за собой масштабные жертвы и ставшим, по мнению автора, поворотным моментом для художника. М. К.